В апреле 2016 г. Счётная палата раскритиковала идею особых экономических зон, в которые за 10 лет государство вложило 186 млрд рублей. Хозяйственный эффект оказался минимальным, а сами зоны зачастую превращались в «чёрные дыры», где без следа исчезали бюджетные миллиарды. Специалистам всё это было известно давно. Не менее интересно другое: а можно ли в принципе создать в России условия для производства, где бизнес не душили бы коррупция, нестабильность, нечестная конкуренция? И будут ли возникать новые заводы в регионах, не имеющих опричного статуса?
Право не платить
Особые экономические зоны (ОЭЗ) придумали главным образом ради регионов. Есть, например, проблемный Дальний Восток, откуда уезжают квалифицированные кадры. Создаём где-нибудь в Находке специальную территорию пять на пять километров, подтягиваем коммуникации и предлагаем инвестору: добро пожаловать. Если строите здесь завод, то будет вам счастье: льготы по налогам, льготы по таможенным платежам, особое внимание со стороны чиновников, минимальные издержки на запуск проекта.
Изобретение это не новое: в Китае около тысячи ОЭЗ, в Южной Корее – около 200, в США – 50. В 1990-е годы у нас экспериментировали с внутренними офшорами в Москве, Нальчике и Калининграде, но по-настоящему ОЭЗ получили зелёный свет в 2005 г. с принятием соответствующего федерального закона. Зоны создаются на 49 лет без права продления. Их созданием занимается управляющая компания – ОАО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство. Зоны в России должны быть четырёх типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные.
Прошло 10 лет. В России появились 33 зоны в 30 регионах страны. Из федерального бюджета на них ахнули 122 млрд руб. плюс 64 млрд из бюджетов регионов. Всего на создание инфраструктуры ОЭЗ планируется потратить 334 млрд рублей, то есть освоили пока чуть более половины. И каков результат? Вместо запланированных 758 объектов ввели в эксплуатацию только 526. Выручка действующих резидентов ОЭЗ составляет всего 0,2% валового регионального продукта тех субъектов РФ, где они базируются. Есть зоны, в которых так и не появилось ни одного резидента. Во всех 33 ОЭЗ создано 18 тыс. рабочих мест. То есть по 500 мест на штуку – это нормальный штат одного завода, которых в каждой зоне должны быть десятки. Таким образом, создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в более 10 млн рублей – неприлично дорого. Кроме того, оказалось, что помимо Минэкономразвития России и ОАО «ОЭЗ» руководство зонами осуществляет ещё полтора десятка акционерных обществ. «Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия» – говорится в отчёте Счётной палаты.
Аудиторы обнаружили, что на 1 января 2016 г. на счетах управляющих компаний осталось 24,8 млрд руб. неосвоенных средств. И эти деньги крутят в банках, а сроки сдачи объектов постоянно затягивают. За 10 лет акционерные общества получили от депозитов прибыль около 30 млрд рублей. Хотя банковские вклады – дело не самое надёжное: в 2012 г. АО «Курорты Северного Кавказа» вложили 2,6 млрд в бумаги банка, который вскоре лишился лицензии.
Всё это далеко не новости. Смотрим отчёт СП трёхлетней давности: «По состоянию на 1 января 2013 года объём не использованных ОАО «ОЭЗ» и его дочерними акционерными обществами средств уставных капиталов управляющих компаний составил 35179,65 миллиона рублей». То есть правительство дало ОЭЗ слишком много денег и почему-то не стало снижать объём по мере погружения страны в кризис. Рубили образование, медицину, социалку, а для особых зон средств не жалели. Десятки миллионов съели Калининградская ОЭЗ, деятельность которой к тому времени была прекращена, и зона в Красноярском крае, которая не создана до сих пор. Зато «объём средств уставного капитала, отвлечённых ОАО «ОЭЗ» на приобретение векселей коммерческих банков и выдачу займов дочерним акционерным обществам, составил 4928,8 миллиона рублей».
В гостях у сказки
В конце 2015 г. Владимир Путин встретился с представителями проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки». Когда речь зашла об ОЭЗ, фронтовики рассказали, что преференции и льготы для бизнеса существуют часто лишь на бумаге. По словам активистки ОНФ Анастасии Муталенко, в Иркутске должна была появиться ОЭЗ туристического типа, но за 8 лет удалось лишь создать её план и концепцию, которые обошлись бюджету в 119 млн рублей. Кстати, рекреационный проект на берегу Байкала называется «В гостях у сказки».
А в зоне «Долина Алтая» (Республика Алтай) при отсутствии туристов потратили 1 млрд руб. на создание искусственного озера. Каждый год на дно водоёма кладут плёнку и наливают воду, которая за два месяца как назло уходит. И снова начинаются «работы по восстановлению». «Хорошо хоть, вышку не поставили, чтобы прыгать», – резюмировал президент. А фронтовики посоветовали расформировать ОАО «ОЭЗ», где только фонд оплаты труда составляет 800 млн рублей ежегодно.
Но ведь идея создавать условия для производителя неплоха сама по себе: в Китае, например, в особых зонах создаётся половина гигантского ВВП Поднебесной. Опять подвело исполнение. Ведь до 2005 г. имелся печальный опыт создания внутреннего офшора в Ингушетии. А ОЭЗ в Калининграде превратила этот российский анклав вовсе не в промышленное чудо, а в плацдарм для ввоза и растаможки подержанных иномарок. Почему же не учли уроки?
Ведь и сегодня среди убыточных и фантомных ОЭЗ есть несколько вполне успешных. Например, «Алабуга» в Татарстане, где два десятка высокотехнологичных производств либо работают, либо строятся. Президент Татарстана Рустам Минниханов лично следит за ситуацией в ОЭЗ, с подачи Казани здесь строится вся необходимая инфраструктура, включая современный таможенный КПП. Впрочем, в новом веке главное экономическое чудо России состоялось и вовсе без статуса ОЭЗ – в Калуге при губернаторе Анатолии Артамонове от нуля создали 10 технопарков, включая крупнейшие производства «Фольксваген», «Самсунг», «Дженерал электрик». Не давали воровать, пробивали в Москве «особые условия», брали кредиты. Единственная калужская ОЭЗ «Людиново» появилась, когда это всё это уже работало.
Иностранные инвесторы в один голос говорят, что в России главный критерий – отношение местных властей. Фискальные льготы, отмена налога на имущество – всё это прекрасно и ценно. Но оно не будет работать, если губернатор пробил себе зону вовсе не для того, чтобы привлекать в неё производство. Ведь лично для него это не всегда хорошо: с крупным инвестором в его вотчину приходят «чужие» силовики. Создавая инфраструктуру для ОЭЗ, можно по миру пойти, а большинство налогов всё равно заберёт центр, который и дотации с субсидиями урежет, если регион вдруг начнёт зарабатывать.
Вот и получается, что особый режим предлагает нулевую ставку НДС и ввозных пошлин на импортное оборудование, а резиденты всё равно не идут. Или их не пускают! Всего несколько лет просуществовала ОЭЗ «Новая Анапа» в Краснодарском крае. Ни одного резидента в ней так и не появилось, хотя некоторые компании подавали заявки из года в год. Вероятно, властям зона была нужна, лишь чтобы изменить категорию земель. Когда на них стало возможным строить, земли распродали под жильё с уже подведёнными за бюджетный счёт коммуникациями.
В апреле 2016 г. после разоблачений ОНФ и Счётной палаты, правительство «прозрело». Теперь решено давать компенсацию затрат на создание инфраструктуры только тех ОЭЗ, где объём частных инвестиций минимум втрое превысил размер бюджетных вливаний.Совокупная выручка резидентов на десятый год существования ОЭЗ должна быть не менее 30 млрд руб., а количество высокопроизводительных рабочих мест – не менее 3 тысяч. Правда, непонятно, как это всё заработает. Вложения будут выковыривать обратно, если через 10 лет выручка резидентов составит не 30 млрд, а, например, 28 млрд рублей?
Всё идёт к тому, что лавочке просто поменяют вывеску. В 2015 г. вступил в силу закон о территориях опережающего развития (ТОРах). ТОРы от ОЭЗ отличаются разве что упрощением доступа иностранцев к аренде земель, природным ресурсам и льготной экономической деятельности. А так – те же яйца: налоговые льготы, государство создаёт коммуникации и т.д. Основная масса ТОРов должна возникнуть на Дальнем Востоке. В Хабаровском крае создана территория «Хабаровск», в которой планируется образовать свободный порт. При этом Счётная палата отмечает, что нет внятных расчётов эффективности. А ОЭЗ «Советская Гавань», создававшаяся под ту же идею, не оправдала надежд.