В Самарской области учредили памятный знак, посвящённый 75-летию с даты принятия решения об эвакуации столицы СССР в Куйбышев. На лицевой стороне медали – штурмовик Ил-2. Неудивительно, что именно здесь идёт работа по восстановлению экземпляра самолёта до лётной годности. Есть шанс, что к 75-летию Великой Победы самолёт достроят, испытают, сертифицируют и он займёт почётное место в парадном строю.
За самолётом Победы – на поклон к «чёрным копателям»
Идея с восстановлением Ил‑2 до лётного состояния возникла очень давно, рассказывает руководитель программы Владимир Пташинский. Мы давно знакомы по эпопее с авиационным супердвигателем НК-93, по сей день он не превзойдён в XXI веке:
– С лётчиком-испытателем генералом Михаилом Емановым не раз сидели и думали об этом, а он ушёл из жизни почти шесть лет назад. И у лётчика Евгения Смирнова, после того как он восстановил, а проще сказать, построил По-2, возникла та же мысль. И вот дата – 70 лет Победы в Великой Отечественной. В 2012-м взялись за дело плотно – по своей наивности решили, что успеем к юбилею.
Начинать пришлось с поисков самолёта. Связались с поисковиками. Потом вышли на ребят, многие из которых себя не любят афишировать. У нас таких принято называть «чёрными копателями». К слову, много серьёзной техники под видом металлолома именно такие группы отправили заграничным коллекционерам. Постепенно наладили контакты с такими командами в Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областях.
Оборотная сторона медали – когда фурой везли на Волгу ценный груз, из-за охотников за техникой военного лихолетья пришлось организовывать конвои, которые сопровождали ветераны регионального отделения Союза десантников России. Они же, как на субботнике, разгружали и переносили в небольшой цех, который выделили для работ по восстановлению штурмовика владельцы частного предприятия «Самара-Авиагаз» и патриоты авиации Вячеслав Малеев и Валерий Николаев. Им отдельный поклон – за электричество, тепло, оборудование и расходные материалы не берут ни копейки. Иной раз заводские мастера жалуются Николаеву, «реставраторы опять инструмент стырили», а он им в ответ:
– За проходную выносили?
– Нет…
– Какое же это воровство?
Из пяти один
Оказалось, одним самолётом не обойтись. Это в 70-е годы прошлого века по болотам, лесам и озёрам ещё можно было найти подходящий для восстановления самолёт с минимальными повреждениями, а в наше время пришлось довольствоваться обломками – большую часть сбитой и потерпевшей аварии во время войны крылатой техники несознательные граждане раскурочили и сдали в металлолом. Самолёты пилили и рубили топорами. Очень распространённая практика переходного периода от загнивающего социализма в дикий капитализм – зарплаты нет, работы тоже, а кушать хочется. По сей день гремят взрывы на пунктах скупки металлов: ржавый снаряд под пресс, а он «ба-бах!» – и нет приёмщика.
Рассказывает Владимир Пташинский:
– Получили данные – есть останки самолёта. Экспедиции – дело дорогостоящее. Пошли с шапкой по кругу. Здорово помог бизнесмен и депутат губернской думы Владимир Дуцев. Все, кто в экспедиции ездили: Игорь Зеленовский, Алексей Усталов, Евгений Смирнов и я – его помощники.
Все лётчики, люди упёртые, с характером. Зеленовский и Усталов – вертолётчики, кто знает, что такое военный вертолётчик, поймёт. Усталов имел небольшой транспортный бизнес, и его старенький американский магистральный тягач с фурой пришёлся как нельзя кстати. Скидывались на солярку, и вперёд. В громадной кабине, можно сказать, жили. Но на месте требовалось нанимать технику на гусеничном ходу, вездеходы, краны – всё на частные пожертвования. Мотор штурмовика Ам-38 имеет сухой вес 880 кг, плюс всё, что в него попало за 70 лет «консервации» в болотах, ил, перемешанный с землёй, – на руках и голом энтузиазме из болота не донесёшь. Находились патриоты и на местах «раскопок». Говорит Пташинский:
– Однажды здорово помог нам глава администрации Подпорожского района Ленинградской области Пётр Левин. Мы и не знали, что он глава: приехал какой-то человек в рубашечке с перебинтованными руками. И наладились жильё, питание. Самолёт, а это был один из самых комплектных вариантов, вытаскивали из леса на буксире. Потом другой парень подключился, рукастый ветеран-афганец, у него там своя мастерская – самолёт в фуру целиком не помещался, пришлось на месте снимать двигатель, отделять бронекабину от центроплана. Крепёж за семь десятилетий в воде прикипел намертво, использовали сварку.
Из череды экспедиций «приволокли в Самару в общей сложности четыре и восемь десятых самолёта». Двигатели, бронекабины, другое железо. Особо отмечу, всё в ужасающем состоянии. От страшного удара о землю даже внешне целые двигатели имеют, как правило, внутренние разрушения, их попросту «ведёт». Из пяти бронекабин удалось собрать и сварить всего одну!
Казалось, есть же памятники самолётам Ил-2. Взять такой и привести в порядок. Но, как выяснилось, все эти «илы» по большей части муляжи – внешне легендарные штурмовики, а внутри пустота. От настоящего летающего танка отличаются так же, как памятник историческому лицу от его прототипа, реального человека, с сердцем, кровью и мыслями. «Фанера и есть фанера», – резюмирует Пташинский:
– За рубежом есть самолёты почти комплектные, можно запустить двигатель и «бегать по рулёжке», но летать точно нельзя.
Настоящих летающих танков нет
Выяснилось: несмотря на то что промышленность отгрузила в войска свыше 36 тысяч штурмовиков Ил-2, в стране нет ни одной полностью комплектной и пригодной для восстановительной реставрации машины. Даже в Музее ВВС в Монино Ил-2 представлен в нелётном варианте. Единственный летающий самолёт, который сделали в Новосибирске по заказу американского миллиардера, фактически новодел с американским двигателем. Говорят, стоил он любителю авиации из США около 2 млн долларов.
Без денег – работа адова
Конечно, нужны деньги. Экс-губернатор Самарской области Константин Титов и его сын-бизнесмен Алексей нашли возможность финансово поддержать начинание, но осилить всю программу восстановления самолёта-легенды они не в состоянии. Чтобы работа шла без сбоев, требуется постоянно действующая бригада специалистов: минимум два конструктора, умеющих читать старую документацию и делать чертежи деталей для современных станков, – множество несохранившихся элементов приходится заказывать на соответствующих производствах. Кальки чертежей предоставил АК «Ильюшин» – старые, на каждом листе подпись генерального конструктора самолёта – самого С.В. Ильюшина. Смотришь на эти кальки в папках и понимаешь, насколько серьёзный самолёт Ил‑2, чертежи весят под центнер. А сам самолёт – 6 тонн. Когда после восстановления «ночного тихохода» По-2 Смирнов погрузился в технологии производства «летающего танка», только тогда понял, что команда реставраторов столкнулась с серьёзным вызовом. Например, металл лонжеронов очень твёрдый, современные фрезы не берут.
Нужны мотористы, слесари-сборщики, электрики. Спецы есть, готовы работать, но нужно понимать, что у всех семьи, которые надо кормить. Тот же Евгений Смирнов, отвечающий за всю техническую часть восстановления Ил-2, чтобы заработать на жизнь, на днях улетает «на химию», будет с небольшого самолётика опрыскивать с воздуха поля ядохимикатами от вредителей.
Руководители авиапредприятий, авиаремонтных заводов сами лучше других знают, в чём могут помочь. Например, проблема с воздушным винтом. Те, что есть, или безнадёжно изувечены при встрече с землёй, или посечены осколками снарядов и прострелены. Винт для Ил-2 разработали в КБ, которое сегодня называется НПП «Аэросила». Обращаемся к генеральному директору Сергею Сухоросову – помогите! Вы же смогли создать уникальный и очень сложный винтовентилятор для двигателя НК-93. Как это решили на заводе «Авиаагрегат» – взялись изготовить стойки шасси, это специализация предприятия. Не полностью, а те части, которые невозможно по причине ветхости и коррозии взять со старых самолётов. Правда, получается очень медленно, завод зашивается с заказами, пошёл второй год. Были бы готовы шасси, поставили бы их на готовый центроплан, установили сверху бронекабину, к ней пристыковали готовую хвостовую балку, двигатель на раму – вот уже почти самолёт, показывать можно.
Или российский космический центр «Прогресс» – бывший Государственный авиационный завод №1 им. Осоавиахима. Именно на нём во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве выпущена почти треть всех штурмовиков – 11 863 самолёта. Заводчане включились, сделали много крайне необходимой мелочёвки, почти 800 наименований, но после реорганизации «Прогресса» из ФГУП в ОАО возникли трудности: строгий присмотр из Москвы вынудил заводчан посчитать очередной заказ для Ил-2 по «космическим» и оттого неподъёмным ценам. Вот как это объясняет Евгений Смирнов:
– По их технологиям и расценкам, даже простую деталь надо нарисовать, просчитать, сделать специальную оснастку как под массовое, поточное производство. А нам, допустим, требуется всего один экземпляр, плюс ещё один в запас. Тут достаточно нашей деревянной оснастки, её на пару деталей хватит. Сейчас ищем взаимоприемлемый выход.
Ещё проблема – комплекс приборов. Он перекочевал с Ил‑2 на знаменитый «кукурузник» Ан-2. Эти бипланы разбросаны по всей стране. Многие идут на списание и утилизацию. Вроде элементарно – взять работоспособные приборы с обветшавшего самолёта-донора. Но сколько Смирнов ни ищет, подходящих вариантов нет.
Глава региона Николай Меркушкин быстро врубился, что дело нужное, можно сказать, святое, и дважды помог областными грантами. Когда на счету каждая копейка, два миллиона рублей много значат. Но, конечно, на эти деньги самолёт не построить – муляж обходится в 10–12 млн рублей, такой сделали в Приморском крае.
«Аргументы недели», как участник фонда «Патриоты Поволжья», обращаются ко всем, кто может и хочет способствовать возрождению реликвии: помогите делом. Специально для них мы публикуем телефон руководителя проекта восстановления Ил-2 Владимира Михайловича Пташинского: +7-927-012-84-52.
Можно на каждом углу толкать речи о воспитании молодёжи в духе патриотизма, транслировать их по всем каналам, тиражировать в газетах и раскладывать по почтовым ящикам миллионы листовок – толку будет немного. Единственный на всю страну настоящий летающий танк Ил-2 одним своим «проходом» над площадями городов страны в дни государственных торжеств и участием в авиационных парадах и праздниках сделает больше для становления гражданского самосознания поколения «пепси», чем пустые словеса, написанные наёмными пропагандистами.