как ОБИДЕЛИСЬ на ветерана
4 апреля 2016, 11:33 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]
Люди с возрастом приобретают не только жизненный опыт, но и, к сожалению, болезни, зачастую не одну, а целый «букет». Порой это портит характер, человек становится ворчливым, особенно придирчивым к молодёжи и новациям: «В наше время, в те года, мы не поступали так…» К сожалению, песенно-советский лозунг «Старикам везде у нас почёт» многим даже не знаком, как и сам его первоисточник. Но про автора публикуемого ниже письма в редакцию этого не скажешь…
Письмо в редакцию
11 марта в «Аргументах недели» под рубрикой «Острая проблема» было опубликовано письмо ветерана Великой Отечественной войны капитана 1 ранга В.Н.Дулебенца. Именно подпись автора привлекла моё внимание. Дело в том, что ветераны Великой Отечественной очень не любят жаловаться, и если уж их к этому вынуждают, то причина должна быть очень существенной.
Прочитав письмо, я был удивлён, не обнаружив не только серьёзной причины для жалобы, но даже стоящего повода. Текст письма очень живописен, хлёсток, с привлечением цитат из Пушкина, Леонида Андреева… Пером автор, что называется, владеет. Но вот насчёт «сильного и страстного голоса, в котором нет ни одной фальшивой ноты», хотелось бы возразить. Есть, к сожалению. Не очень убедительно выглядят причины потери зубов: корабли, тропики, Арктика.
Я тоже не из паркетных моряков – два десятка лет подводной службы, но хорошо знаю причину своих зубных проблем – не явился своевременно в зубную поликлинику.
Но вернёмся к жалобам. Действительно, 121 поликлиника ТОФ расположена неудачно, но и здесь без натяжки не обошлось. Всё-таки нельзя согласиться с тем, что общественный транспорт не ходит. По улице Невельского от виадука через пять-шесть минут ходит микрик №7 – всего лишь две остановки до улицы Громова.
Начало лечения (дантист, рентген, хирург) вызвало у автора только положительные эмоции: «Похвальная оперативность и высокая организация у военных медиков». Но затем случилась неприятность. «В обозначенный срок отправился к начальнику поликлиники». К сожалению, не в обозначенный. Я очень сомневаюсь, что в процессе лечения Владимир Наумович не поинтересовался, когда принимает начальник. В регистратуре, у врача, на информационном стенде. Прибыл он, однако, спустя час по окончании приёма. Может быть, и можно было принять клиента в порядке исключения, но заместитель начальника этого не сделал… Но, скажем прямо, это единственная претензия, да и то юридически не обоснованная, которую можно было бы предъявить поликлинике.
Едена Васильевна Сучкова, врач-протезист, Владимиру Наумовичу сразу понравилась:
«приличная, вежливая, серьёзная, ответственная». Тем не менее, в дальнейшем «она потерялась, как бы болеет» – других слов автор не нашел. Хотя наверняка знал, что бедная Елена Васильевна упала на гололедице и сломала два ребра.
Вышедший из отпуска начальник тут же позвонил врачу Моргуновой Наталье Владимировне: «Немедленно возьмите в работу капитана 1 ранга Дулебенца». «Наталья Владимировна очень старалась, спасибо ей». Так что же в сухом остатке? Оказывается, к Новому году не успели – только к Старому Новому году… Действительно, трагедия. Я-то думал, что главное – качество работы. Куда уж так торопиться-то ветерану?
Постараюсь объяснить причину своего внимания к этому случаю. Военные общественные организации края уделяют большое внимание вопросам социальной защиты военных пенсионеров. Тем более – ветеранам Великой Отечественной. В период с апреля по июнь 2015 года комитет Приморского регионального отделения Российского Союза ветеранов обследовал социальное состояние ветеранов Великой Отечественной войны Приморского края. Из 1262 опрошенных жалобы и заявления последовали лишь от 29. При том, что их целенаправленно выспрашивали. Есть ещё более поразительные цифры. В общественной приёмной комиссии Законодательного Собрания края по делам военнослужащих и пенсионеров силовых структур из более чем 1300 жалоб (с 2003 по 2015 годы) в книге учёта обращений лишь шесть относится к ветеранам Великой Отечественной. Ну не любят жаловаться ветераны войны!
Из этого вовсе не следует, что жаловаться не на что. И уж конечно, нет у меня стремления как-то замазать недостатки, оставить сор в избе. Напротив, нам часто приходится остро ставить вопросы защиты социальных прав ветеранов в самых разных инстанциях. А руководитель упомянутой общественной приёмной (он же координатор Приморской военной ассоциации) Юрий Алексеевич Тарлавин – и вовсе постоянный клиент у прокуроров.
В декабре прошлого года не заседании комиссии Законодательного Собрания в числе рассматриваемых вопросов медицинского обслуживания ветеранов наиболее остро стоял именно зубоврачебный. В городах и районах края, но – не во Владивостоке! Начальник поликлиники А.С.Дитковский (давно уже сам военный пенсионер, а не действующий полковник, как указывает автор письма) коротко доложил о своей работе, а вице-адмирал Б.Ф.Приходько с восхищением отозвался и об организации, и о мастерстве врачей.
Наверняка в работе поликлиники есть недостатки, но не надо при массе сложных проблем нашей жизни выискивать их там, где фактически нет. А редакции – подкреплять кляузу именами Смелякова, Визбора, Высоцкого.
Председатель Приморского регионального отделения Российского Союза ветеранов, член Совета ветеранов ТОФ
капитан 1 ранга в отставке И.М. ЛИТВИНЕНКО
И небольшой комментарий к письму
Без малого год назад наша страна торжественно отметила 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. То есть, оставшимся ветеранам войны как минимум уже за 80 – более чем уважаемый возраст. Между тем, средняя продолжительность жизни в России (по данным за 2015 год) составляет 66.05 лет – у мужчин 59.1 и у женщин 73 года. Приводим эти цифры как ещё одно напоминание того, что даже в предпенсионном возрасте для подавляющего большинства наших сограждан – представителей сильной половины каждый новый день – как последний. Что уж говорить о ветеранах. Согласитесь, им важно не только качество медицинского обслуживания, но и время, потраченное на него. Иначе порадоваться, скажем, новым зубным протезам родившийся ещё до войны человек может просто не успеть. Так что именно ветеранам есть куда торопиться. И ещё, раз уж у нас теперь всем правит рынок, позволим напомнить один из его законов – клиент всегда прав! Даже когда он не прав. В противном случает тот, кто оказывает услугу, легко может лишиться своего покупателя/ пациента/ клиента, а заодно приобрести стойкий негативный образ. «Наверняка в работе поликлиники есть недостатки», – признаёт наш читатель. Но ведь это неприятно. Опять же «при массе сложных проблем нашей жизни» надо будет заняться наведением порядка. Куда приятнее переквалифицировать жалобу ветерана в кляузу…
Сергей СЕМЁНОВ