Аргументы Недели → Общество № 13(504) от 6.04.16

Кто защитит строителей от строительных олигархов?

, 09:06

В предыдущих номерах «АН» уже рассказывалось о намеченном на май этого года заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности». Это мероприятия называют одним из важнейших событий строительной отрасли. И такая оценка вполне оправдана, поскольку принятые на Госсовете решения определят, как будет развиваться одна из важнейших отраслей народного хозяйства в ближайшие годы и десятилетия.

Подготовка к Госсовету ведётся со всей серьёзностью. Свои наработки представляют Министерство строительства и ЖКХ, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей, Национальное объединение строителей, другие ведомства и общественные организации. Помимо тех, кому разрабатывать пути развития строительного комплекса страны положено «по долгу службы», в работу включились и неравнодушные представители профессионального сообщества. Строители, архитекторы, изыскатели, проектировщики – словом, все те люди, которым придётся потом с учётом принятых на верхах решений жить и работать.

Пожалуй, первой ласточкой стало открытое письмо Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву от первого вице-президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвара Шамузафарова, которое было опубликовано в РБК daily 23 марта. Озаглавлено оно: «Роль и место государственной градостроительной и жилищной политики в развитии экономики страны».

Чему завидует Запад?

Разговор в письме начинается с бесплатной приватизации жилья и тех темпов, которые развила в последние годы жилищная отрасль. Действительно, ежегодные вложения в жилищное строительство составляют около 4 триллионов рублей, из которых населением вкладываются примерно 3,5 триллиона рублей или 89 процентов средств. По мнению автора письма, такое доверие со стороны населения к вложениям в жилищную сферу возникло из-за последовательности и понятности действий государства в последние десятилетия.

В первую очередь – это доверие населения возникло из-за бесплатной приватизации жилья, введённой в России ещё в декабре 1992 года. Если в 1989-ом в собственности граждан России находилось 27% жилищного фонда, в 1992 году 32% (из-за перехода по закону о собственности в собственность граждан полностью оплаченных квартир ЖСК), то на начало 2016-го частный жилищный фонд уже составляет около 87% от всего жилищного фонда. В итоге по показателю количества семей, имеющих жильё в частной собственности, сегодня Россия превосходит любые развитые страны мира, что и вызывает бешенство у зарубежных коллег-консультантов.

Одновременно приватизация жилья привела к последовательному формированию из граждан ответственных собственников. При том, что ежегодные объёмы финансирования в ЖКХ также превышают 4 триллиона рублей, за счёт населения здесь оплачивается примерно 2,6 триллиона рублей или около 65 процентов затрат.

То есть, ежегодно в жилищную сферу вкладываются денежные средства в размере более 8 триллионов рублей, что составляет более 11% от ВВП страны. Получается, более 6,1 триллиона рублей или 76% от общей суммы средств ежегодно в жилищную сферу вкладывается непосредственно населением страны.

Такие результаты, утверждает Анвар Шамухамедович, стали возможными, так как на всех стадиях жизненного цикла в жилищной сфере реализуются принципы самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления, саморазвития и саморегулирования. Это, в свою очередь, привело к тому, что гражданское строительство стало одним из локомотивов российской экономики.

Лекарство хуже болезни

Но почивать на лаврах рано. Отрасль столкнулась с серьёзными вызовами. Некоторые из них обострились в связи с экономическим кризисом, другие назревали давно. Эксперты приводят следующий перечень злободневных проблем:

– растущий спрос на жильё;

– сохранение категорий населения, нуждающихся в адресной поддержке государства, как по решению проблем улучшения жилищных условий, так и по оплате услуг ЖКХ;

– слабое развитие жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

– проблемы обманутых дольщиков при долевом строительстве жилья;

– технологическая и энергетическая неэффективность применяемых систем домостроения;

– отсутствие эффективных финансовых механизмов вовлечения средств населения в жилищную сферу и в то же время бессмысленные попытки «социализации» ипотечного жилищного кредитования для неплатежеспособных слоев населения.

Список, в общем-то лежит на поверхности и составить его, немного поразмыслив, может даже человек, не живущий проблемами строительной отрасли. Но одно дело составить перечень и другое – предложить пути его решения. Профильное ведомство, каковым является Министерство строительства и ЖКХ РФ такой путь предлагает. Министерские специалисты видят дальнейшие перспективы для жилищного строительства в усилении государственного участия и контроля. Сам по себе этот тезис, быть может, и не заключает в себе ничего плохого, да вот только то «участие», о котором говорят в последнее время, больше напоминает неприкрытое крышевание крупных строительных компаний. Если говорить жёстче – откровенный передел рынка в интересах ограниченного числа лиц. Эти лица получат и неограниченное госфинансирование, и практически неограниченное монопольное положение на рынке, и условия максимального благоприятствования для своей работы. А что получат конечные потребители, не говоря уже о миллионах простых строителей?

«Весь 2015 год представители руководства Минстроя России активно боролись за снижение объёмов ввода жилья, о чём публично заявляли на любых трибунах страны, – сообщает Анвар Шамузафаров. – Логика действий здесь очень простая: чем меньше будет строиться жилья, тем большим будет дефицит жилья и, соответственно, выше продажная цена жилья».

С подачи Минстроя России были получены поручения Правительства России, с одной стороны, по сохранению и защите интересов только крупных генподрядных организаций, работающих на объектах, финансируемых за счёт бюджетных средств, с другой стороны, по выдавливанию со строительного рынка практически всех малых и большинства средних строительных предприятий, в том числе осуществляющих жилищное строительство.

Война элит

Строительные олигархи, в свою очередь, перестали стесняться и начали заявлять о необходимости вытеснения со строительного рынка страны не менее 70% строительных организаций. При этом известно, что за счёт бюджетных средств финансируется только от 17 до 22% всех строек страны. А в жилищном строительстве за счёт бюджетов всех уровней приобретается не более 11% ежегодно вводимого жилья.

При сохранении привилегий только для генподрядных организаций с учётом реальных объёмов финансирования строек страны за счёт бюджетов всех уровней, из 5,4 миллиона работников строительства могут лишиться права работы строительные предприятия, на которых трудятся от 3,7 до 4,8 миллиона человек. С членами семей этих работников без средств к существованию могут остаться от 11 до 15 миллиона человек.

Отдельного разговора заслуживает кампания по борьбе с недобросовестными застройщиками, которые обманывают своих дольщиков. Вместо того, чтобы усилить контроль за ныне существующей системой и помочь правоохранительным органам справиться с их работой, Минстрой решил коренным образом изменить механизмы долевого строительства. Механизмы, пусть несовершенные, но позволившие миллионам российских граждан стать обладателями собственного жилья.

Есть все основания полагать, что законопроект, который был подготовлен Минстроем России, опять предоставит привилегии только для крупных застройщиков. Хотя известно, что основная масса обманутых дольщиков возникла из-за деятельности, в основном, именно крупных застройщиков! Недавняя история с компанией СУ-155, которую пришлось спасать всем миром, беря деньги на завершение строительства из бюджета, хорошее тому подтверждение.

При этом в ходе рассмотрения этого законопроекта в Госдуме в первом чтении представитель министерства сообщила, что вводимые дополнительные меры увеличат стоимость строительства жилья, финансируемого дольщиками, аж до 20%.

Спор строителей и артистов

Критика, с которой выступил один из старейших и наиболее уважаемых строителей России, вызвала широкий резонанс. На отраслевых сайтах стали появляться многочисленные отклики на письмо господина Шамузафарова. В частности, была затронута болезненная тема – фактически отсутствию профессиональных кадров в главном строительном ведомстве страны.

Всем известно, что Михаил Мень – выпускник режиссерского факультета и до прихода в министерство не имел никакого строительного опыта. Кроме этого, среди заместителей главы Минстроя мы видим юристку Наталью Антипину, химика Олега Бетина, преподавателя политэкономии Елену Сиэрру, адвоката Андрея Чибиса.

Добавим сюда врача Сергея Фокина – также бывшего заместителя главы Минстроя – который не так давно был руководителем «Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов». Это важнейшая структура, подведомственная Минстрою и отвечающая за сметное дело в стране. А значит – за формирование объективной стартовой стоимости строительных проектов. Кстати, в той же организации трудятся такие персоны, как глава департамента экспертизы – бывший директор санатория Александр Шаргородский и писатель-фантаст Сергей Дельз, нашедший себя как глава департамента стратегического планирования.

Не мудрено, что команда фантастов и деятелей искусств, вместо того, чтобы прислушаться к критике, предпочла путь нападок на автора открытого письма в подконтрольных СМИ.

А вот настоящие профессионалы, отдавшие строительной отрасли многие годы своей жизни, письмо, напротив, поддержали. Среди них, в частности, Валерий Серов, прошедший славный трудовой путь от мастера строительного управления до главы Госстроя СССР и вице-премьера правительства РФ. «В принципе, я поддерживаю то, что сказал в своем открытом письме Анвар Шамузафаров, – отмечает Валерий Михайлович. – Минстрой вводит новые законопроекты, из-за которых себестоимость жилья поднимется на 20% – как такое вообще можно делать? Все говорят, что нужно снижать стоимость строительства, а орган, который за это отвечает, делает всё, чтобы она поднялась, и чтобы количество построенного жилья сокращалось».

По его словам, ставить сейчас вопрос о сокращении строительства жилья могут только очень некомпетентные люди. В России, для того, чтобы решить жилищную проблему, необходимо увеличить темпы жилищного строительства как минимум в два раза в ближайшие 10 – 15 лет.

Отмахиваться от мнения таких людей, профессионалов высочайшего уровня, как Анвар Шамузафаров и Валерий Серов так просто нельзя. И это значит, что Минстрою России придётся выслушивать критику и делать из неё свои выводы. Ну, а если это сделано не будет, то все надежды опять-таки остаются на весенний Госсовет, который должен взглянуть на проблемы с точки зрения реальных перспектив отрасли, а не отдельных, пусть и крупных компаний, и их кураторов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram