ИСТОРИЯ ПОДПЛАВА … В МАРКАХ
18 марта 2016, 10:51 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]
Подводному флоту России на Тихом океане посвящено немало исследований, что нашло своё отражение в книгах и учебных пособиях, по которым, в частности, сегодня обучаются курсанты ТОВВМУ имени С.О. Макарова. Свою лепту в эту многогранную работу внёс и почётный гражданин Владивостока, член Союза писателей России, капитан 1 ранга в отставке Геннадий Турмов.
Сам исследователь – личность поистине незаурядная. Выпускник Дальневосточного политехнического института 1966 года, он свою дальнейшую жизнь посвятил гражданскому и военному флотам, развитию Приморья. Службе на Балтике, Черноморском и Тихоокеанском флотах в качестве военпреда на подводных лодках им отдано десять лет и ещё более десятка – преподавательской, руководящей работе в ТОВВМУ. Ещё будучи заместителем начальника училища по учебной и научной работе, Геннадий Петрович получил приглашение на работу в родной ДВПИ, который впоследствии возглавил, создав крупнейший на Дальнем Востоке университет – ДВГТУ-ДВПИ. Знак изобретателя за разработку новой технологии монтажа носовой оконечности судна Турмов получил в советское время, а всего на его счету более 30 авторских свидетельств и патентов, связанных в основном с кораблестроением, изучением физических полей техники. Ныне доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники России по-прежнему в строю, он – помощник ректора ДВФУ по научным вопросам, возглавляет диссертационный совет по кораблестроению, работы по комплексной научно-технической программе «Океанотехника».
От «потаённого судна» до АПЛ
В служебном кабинете офицера-профессора на книжных полках стоят и издания, отражающие историю отечественного подводного флота.
- Тема родного флота и патриотического воспитания сограждан занимает в моём творчестве ведущее место, – замечает Геннадий Петрович. – Одна из последних работ связана с Отечественной войной 1812 года, о которой подавляющее большинство россиян знают очень мало. Кто знает, к примеру, о том, что в 1814 году русские войска вошли в Париж? О тех победах полезно помнить и потомкам.
- А вот над этой книгой – «Подводный флот России: история и современность», изданной к 300-летию Российского флота, мне довелось поработать в соавторстве с адмиралом Игорем Николаевичем Хмельновым, вице-адмиралом Валерием Александровичем Кожевниковым и капитаном 1 ранга Геннадием Юрьевичем Илларионовым. В ней подробно рассказано о развитии подплава и подводных лодок, начиная от эпохи Возрождения до наших дней. Конечно, отражена история подводного кораблестроения в России, при этом описаны конструктивные особенности буксируемых, управляемых по кабелю и автономных необитаемых подводных аппаратов и их основных систем. Стремясь быть объективными, мы хотели подчеркнуть огромный вклад нашей страны в развитие конструкции субмарин, который зачастую многие недооценивают, – продолжает Г.П. Турмов.
Вникая в историю Тихоокеанского флота, Турмов приводит малоизвестные сведения о создании и боевом применении подводных лодок в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Тогда именно подлодки Российского флота впервые в мире участвовали в боевых действиях как новый класс боевых кораблей. К этим событиям причастны корабли различных проектов, в том числе лодки Степана Джевецкого, одну из которых перевезли из Кронштадта в Порт-Артур ещё в 1900 году. Выдающийся изобретатель подводной техники XIX века в числе первых специалистов оценил возможности применения нового оружия – торпед – для создания атакующих субмарин большого водоизмещения.
«Дельфин» в бухте Золотой Рог
- Вообще на эту тему написано немало книг, в том числе и военными историками, – продолжает Геннадий Петрович. – Но многие из них уже устарели, тиражи их частично утрачены, поэтому, опираясь на известные факты и дополняя их новой информацией, стараешься донести до читателя целые пласты интересного материала. Недавно изданная книга «Победы и беды российского и советского подплава 1720 – 2006 г.г.» (здесь я выступаю как автор-составитель) тоже посвящена истории развития подводных кораблей от «потаённого судна» Ефима Никонова» до атомных ракетоносцев, многие из которых несли службу на Тихом океане. В ней мне удалось реализовать задумку, связав своё давнее увлечение марками и открытками с любовью к истории флота: проиллюстрировать текст редким тематическим материалом из личной и музейной коллекций.
Так, в раздел «Подводные лодки на открытках, конвертах, марках» вошли уникальные иллюстрации «Первые подводные лодки», «Демонстрация подводной лодки перед царём», «Подводная лодка «Дельфин» в бухте Золотой Рог» и другие. Эти открытки царской эпохи были изданы во Владивостоке в 1905 году и в Севастополе в 1912 году.
Отдельные разделы посвящены подводным лодкам Первой и Второй мировых войн, советским дизельным послевоенных лет и современному атомному подводному флоту, научно-исследовательским батискафам и автономным необитаемым подводным аппаратам.
Никто не забыт
Особое место в книге занимает раздел «Память», также хорошо иллюстрированный.
- Одна из атомных подводных лодок, о которой здесь идёт речь, – К-460 – долгое время служила на Тихоокеанском флоте, – рассказывает Г.П. Турмов. – В 1974 году её экипаж отлично выполнил ракетную стрельбу восемью ракетами с имитацией старта 16 ракет, в 75-м завоевал первое место по ракетной стрельбе в ВМФ, в 88-м участвовал в спасении самолёта Ту-16РМ, упавшего в Авачинском заливе. Когда после исключения из состава флота её разделывали на металлолом, мы забрали ограждение рубки и часть носовой надстройки корабля и общими усилиями создали на территории ДВГТУ мемориальный комплекс «В память подводников всех поколений», который открыли 19 марта 2006 года.
…На почтовых конвертах и марках – легендарная гвардейская С-56, установленная на Корабельной Набережной Владивостока, портреты изобретателей и конструкторов И.Г. Бубнова, Б.М. Малинина, Н.А. Шильдера, Героев Советского Союза М.И. Гаджиева и Н.А. Лунина…
- Здесь много интересных и действительно редких коллекционных открыток и марок, – подытоживает Геннадий Турмов, – часть из них присылали мне бывшие сослуживцы из Санкт-Петербурга, часть – из фондов Музея подводных сил России имени Маринеско. В них тоже кроется история флота, в частности – Краснознамённого Тихоокеанского.
Константин ЛОБКОВ