> Вековой юбилей - Аргументы Недели. Владивосток

//Общество

Вековой юбилей

18 февраля 2016, 09:25 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]

23 февраля для Ивана Семёновича ТКАЧЕНКО всегда был особым днём, хотя в отечественном календаре он стал особым лишь после установления советской власти

Первоначально, с 1922 года он назывался «День Красной Армии и Флота», с 1946 до 1993 –  «День Советской Армии и Военно-Морского флота», в постсоветской России получил своё современное название, с начала 2000-х годов 23 февраля стало нерабочим, праздничным днём. Но не все принимали 23 февраля как праздник, тем более Советской Армии, со временем его даже стали считать просто «мужским днём», праздником мужчин. В этом была своя логика. Но для патриотов 23 февраля всегда был истинным торжеством. Наш земляк  Иван Семенович ТКАЧЕНКО всегда отмечал этот день особо:  и как государственный праздник, и как собственный – он родился 23 февраля. Совпадение, скажут некоторые. Да,  но в этом году Иван Семёнович и его родные, близкие, друзья отметят это совпадение уже в сотый раз! Вот что рассказал о юбиляре его сын, известный учёный-историк Борис ТКАЧЕНКО:

Мой отец, Ткаченко Иван Семенович родился в крестьянской семье в Сумском уезде Харьковской губернии Российской империи (ныне это Сумская область Украины) в 1916 году. 23 феврале у него вековой юбилей. 100-летие отец встречает в добром здравии, чего и всем искренне желает.  

Школу-семилетку он окончил  в 1931 году и поступил работать и учиться на токаря в фабрично-заводское училище, ФЗУ при Сумском машиностроительном заводе имени Фрунзе. В то время была такая форма практического образования с трёхгодичным сроком обучения – день учатся по специальной школьной программе, затем день практически осваивают получаемую специальность, работая на производстве. Полный курс учёбы-работы соответствовал девяти классам средней школы и давал право поступления на рабфак. В начале 1930-х годов в селах на Украине свирепствовал голод, а учеба в ФЗУ позволяла не только выжить, но и получить специальность. Фзушников трёхразово кормили в заводской столовой за 3 рубля в месяц, то есть, фактически бесплатно, платили стипендию 30 рублей по ученическому разряду и, кроме того, дополнительно выдавали по хлебной карточке ежедневно 700 грамм хлеба, которые отец относил в село родителям.

После окончания ФЗУ отец три года работал токарем на заводе имени Фрунзе и на машинотракторной станции в родном селе, а в ноябре 1937 года был призван в армию. Службу проходил в 62-м Владивостокском морском пограничном отряде войск НКВД СССР. В то время морские пограничники служили 4 года, военные моряки – 5 лет (на  царском флоте – 7 лет), а в остальных родах войск – 3 года, а не 1 год как сейчас. Призывали тогда на срочную службу 21-22-летних молодых мужчин, а не 18-летних детей как сейчас.

Служил отец добросовестно, приказом по отряду от 6 ноября 1938 года он был поощрён командованием фотографированием с винтовкой под знаменем части (в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил СССР была такая почётная форма поощрения). На обороте фотографии написано: «Отличнику-краснофлотцу тов. Ткаченко. В день 21-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции. Приказ по отряду № 446 от 6/IX-38. Начальник Владивостокского морского пограничного отряда НКВД капитан-лейтенант Шеломов. Военком отряда батальонный комиссар Тарант  (Интересно, что начальник погранотряда Иван Иванович Шеломов – родной дядя (старший брат матери) Владимира Путина, нынешнего президента Российской Федерации. Он командовал отрядом с 1937 по 1940 год. Зоной ответственности 62-го морского пограничного отряда являлось побережье Приморского края от границы с Кореей и далее по морю до мыса Лопатка на Камчатке, в том числе и Курильские острова).

Время было неспокойное, японцы постоянно нарушали границу, заходили на рыболовных судах в территориальные воды СССР и под видом рыбной ловли занимались шпионажем. До увольнения в запас оставались какие-то четыре месяца, когда началась война. Великую Отечественную отец встретил во Владивостоке. Как он вспоминает, поначалу настроение командиров было радужное: комиссары вывесили карты с красными флажками, чтобы показывать успешное продвижение Красной Армии. Предполагалось, что воевать будем малой кровью и на чужой территории. Обстановка на Дальнем Востоке была фактически военная  – ждали нападения Японии в любой момент, поскольку Япония была союзницей Германии и была связана с ней Антикоминтерновским пактом 1936 года и Тройственным пактом между Японией, Германией и Италией 1940 года. Японцы вели себя нагло и провокационно.

В январе 1942 года 62-й Владивостокский морской пограничный отряд был передан в состав Тихоокеанского флот, а отец занимался судоремонтом. В частности, участвовал в подготовке подлодки С-56 и других лодок в составе отряда к дальнему походу через Ледовитый океан на Северный флот для участия в боевых действиях против фашистов. После войны эта подводная лодка, ставшая гвардейской,  через много лет была возвращена во Владивосток и установлена на Корабельной Набережной города в качестве мемориального корабля-музея. В 1942 году отца наградили Почётной грамотой Народного комиссариата Военно-морского флота Союза ССР, в которой сказано: «Старшине 1 статьи тов. Ткаченко И. С. За отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники Военно-Морского Флота в дни Великой Отечественной войны. Москва, 1942 год. Народный комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР адмирал Кузнецов».

День Победы отец встретил во Владивостоке. Но на Дальнем Востоке все понимали, что предстоит война с милитаристской Японией. Ещё до окончательного разгрома Германии многие части скрытно перебрасывались к Тихому океану, причём эшелоны двигались в ночное время. В одном из таких прибыл в Приморье старший брат отца, Василий, прошедший все войны этого периода отечественной истории. Он был участником освободительного похода в сентябре 1939 года в Западную Украину, оккупированную Польшей в 1920 году, и трёх войн – с Финляндией 1939–1940 годов, с Германией 1941–1945 годов, освобождал Кёнингсберг, и с Японией. Они с отцом встретились после 8-летней разлуки в районе Манзовки (ныне Сибирцево). Это было поколение воинов-победителей, воинов-освободителей, защитивших страну и народ от порабощения фашистами.

Окончание войны с Японией застало отца во Владивостоке в должности старшего мастера судоремонтной группы и в воинском звании главного старшины – он занимался ремонтом кораблей Тихоокеанского флота в условиях боевых действий. Награждён боевыми наградами: орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, а также медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией», нагрудным знаком «Отличник РККА».

После окончания войны на Тихом океане, прослужив 8 календарных лет срочной службы по призыву, в ноябре 1945 года был уволен в запас и направлен на 102-й военно-морской завод наркомата (министерства) Военно-морского флота СССР в Порт-Артуре, где в соответствии с Ялтинским соглашением трёх великих держав от 11 февраля 1945 года по договору августа 1945 года с гоминдановским правительством Чан Кайши СССР получил в аренду сроком на 30 лет военно-морскую базу с прилегающей территорией на Ляодунском полуострове, которая была утрачена Россией после неудачной русско-японской войны 1904–1905 годов. Там он проработал почти 4 года на должностях инженерно-технических работников.

После войны отец в общей сложности проработал 65 лет в судоремонтной промышленности ВМФ СССР, начиная от старшего мастера до начальника цеха. С 1949 года он трудился на 178-м судоремзаводе во Владивостоке целых 60 лет. Вышел на пенсию в 2010-м,  на 95 году (!),  после уничтожения предприятия, которому он отдал 60 лет жизни (общий трудовой стаж у него 79 лет!). Оборудование завода, включая и самое новое, было продано на металлолом, а территория оборонного предприятия превращена в «набережную цесаревича» и автомобильную стоянку. Корпуса многих цехов уничтожены, а в уцелевших зданиях собираются устроить развлекательные игровые зоны. Видимо, новой, «демократической» России, в отличие от России царской и советской, не нужны военные судоремонтные заводы, впрочем, как и сам военно-морской флот. А если придётся родину защищать?

 

В послевоенные годы отец отмечен более 25 различными государственными и ведомственными наградами (не считая многочисленных почетных грамот) – медалями и нагрудными знаками. Среди них медали «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»», «Ветеран труда», юбилейными наградами в честь 60- и 70-летия Вооруженных сил СССР,  в честь Победы в Великой Отечественной войне, медалью Жукова, медалью «300 лет Российскому флоту» и другими. Есть в его послужном списке и государственная награда КНР – медаль советско-китайской дружбы, которой в СССР награждались лучшие специалисты, оказывавшие дружественную помощь народному Китаю в 1950-е годы. Приказом Министра обороны Маршала Российской Федерации И. Сергеева № 185 от 21 апреля 2000 года отец «за образцовое выполнение служебных обязанностей, трудолюбие, инициативу и в связи с пятьдесят пятой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» награждён ценным подарком – наручными часами «Слава» с гравировкой «От Министра обороны России».

В день 90-летия отца отметили  памятной нагрудной медалью на ленте командующего Тихоокеанским флотом России с гравировкой: «Ткаченко Иван Семенович. За добросовестный труд на 178 СРЗ ВМФ. 23 февраля 2006 г. Владивосток». И вот теперь – 100-летний юбилей.

Путь отца представляется мне достойным примером добросовестного отношения к своим гражданским обязанностям. В войне нет ничего героического и привлекательного, война – страшное дело, поскольку на войне гибнут люди, главным образом молодые мужчины. А ответственность за войну несут безумные, безмозглые и подлые политики, которые сами не воюют, а воевать посылают других...

Борис ТКАЧЕНКО,
ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте