Дождались. 18 февраля, в день выхода номера «АН», зритель наконец увидит сатирическую кинокомедию «День выборов – 2». Корреспондент «АН» побеседовал с актёром фильма Александром ДЕМИДОВЫМ – сооснователем и участником комического театра «Квартет И», сценаристом и бард-рокером.
- Я хотел начать разговор со «Дня выборов – 2», но первым делом спрошу о том, что вижу сейчас на стене вашей персональной студии. Три портрета: Владимир Путин, Дмитрий Медведев и вы, Александр Демидов. И властям угодили, и в то же время спустили их с небес до себя, грешного.
– Это ирония и баловство. Трактуйте как угодно. Кто-то считает, что я таким образом насмехаюсь над высоким правительством. Тем более что себя я повесил выше их. Но в этой комнате я действительно главный, а президент с премьером могут здесь командовать в моё отсутствие. Потому что они всюду могут командовать.
– Итак, новый фильм.
– В мире фильма, как и в жизни, прошло восемь лет. В России вернули выборы глав регионов, и наш губернатор в исполнении Василия Уткина вновь борется за своё кресло. Старые друзья снова вместе: здесь и «Квартет И» в полном составе, и Алексей Кортнев, и Нонна Гришаева, и Максим Виторган. История Нонны и Макса получила небольшое продолжение. Но главная интрижка Нонны в новом фильме, тоже очень смешная, связана уже с другим мужчиной. Получилось весело.
– Достаётся ли властям в новом фильме?
– В нём есть сатира, но нет политических призывов. Мы не ругаем власть и не прогибаемся под неё. Напомню: мы снимаем комедии. А посылы «в стране плохо» и «надо что-то делать» – это не формат комедии, это «Левиафан» Звягинцева. Тем не менее наша позиция в фильме прослеживается – шуток про власть в нём достаточно. Показана политическая кухня. Наш губернатор сперва отказывается от участия в выборах: «Я не сделал на посту губернатора ничего хорошего!» – «Но вы и плохого не сделали, а такое редко бывает!» – отвечаем мы. Такая вот сатира – и правдивая, и одновременно необидная.
Обозначу свою личную позицию. Я слежу за всем, что происходит в стране и мире. Имея кучу претензий к власти, к её демократии то есть, прошу прощения, к её бюрократии, к её распилам бюджетов, к её дуракам и дорогам, – я не вижу в стране реальной оппозиции и не знаю, кого поддерживать. И уж, конечно, я против революции. В 1993 году я пошёл с дубинкой «защищать демократию». Стоял на Тверской, согревался чаем и ждал, что вот-вот Верховный Совет бросит на нас танки. Я был молод, не хотел идти в армию, хотел доучиться и жить в какой-то другой России… Что потом стало – все знают. Теперь я возьму палку или ружьё только тогда, когда, не дай бог, кто-то придёт к моим близким.
– Почему-то всю внутреннеполитическую повестку сводят к этому выбору: либо закручивание гаек, либо революция. А среднего не дано.
– Среднего не дано, хотя только оно и может нас спасти. Нужна цивилизованная, естественная смена власти либо её курса. Между прочим, закручивание гаек как раз и может вызвать революцию. А к чему приводит революция – мы видим на свежих примерах других стран. Никому не пожелаешь.
– Какова Россия в «Дне выборов – 2» по сравнению с первой частью? Есть перемены?
– Бардака в выборном процессе меньше, власть стала сильнее. Вертикаль пристально наблюдает за процессом. С другой стороны, выборы пока ещё заставляют её нервничать. Ну а раскрывать подробности фильма я не буду.
– Какой вывод о российских выборах должны сделать зрители? Такой, что лучше держаться подальше? Или такой, что нужно повлиять на них своим голосом?
– Мы не подсказываем зрителю «правильный ответ». Думаю, выводы будут разные. Могу сказать за себя: я продолжаю ходить на выборы, хотя и не уверен, что в этом есть смысл.
– Вмешивалось ли государство в съёмки картины?
– Нет, кураторства не было. Сейчас, безусловно, в стране наблюдаются застой, элементы цензуры и прочие негативные черты советского времени, но всё-таки это не 1970-е годы. Пока ещё власть критикуется не только на кухне под водку. Посмотрим, что будет дальше.
– В прошлом интервью «АН» вы рассуждали не только о цензуре, но и о самоцензуре.
– Да, люди стали бояться, что кого-то посадят, кого-то разгонят, кого-то пристрелят, кого-то дубинкой треснут. А сейчас возникла ещё одна нехорошая тенденция. Появилось много агрессивных людей, которые, вместо того чтобы разобраться в причинах тяжёлого положения страны, винят во всём врагов – внешних и внутренних. Почему у нас плохо? Это всё Обама, Америка, Украина, Турция! А ещё голубые! Запретить! Виноват кто угодно, только не мы сами.
Вновь актуален монолог Романа Карцева тридцатилетней, наверное, давности. «Шо же мы же? Мы же шо же? Была бы нормальная погода, было бы всё нормально, но погода нас подвела. Шо же мы же? Мы же шо же? Будет хорошо! Будет, будет, будет!» Это слово уже почернело и не имеет никакого смысла. Мы живём внутри мечты, что нашим детям или внукам повезёт.
– О детях. Экономите ли вы в кризис на ребёнке?
– Глядя на жизнь некоторых россиян, особенно в провинции, где люди скорее выживают, чем живут, – я понимаю, что мне грех жаловаться. Конечно, приходится экономить. В первую очередь на себе. Но и сына я вынужден в чём-то ограничивать. Он спрашивает: «Папа, почему ты купил мне набор «Лего», а не два, как раньше?» – «Нет денег», – отвечаю я.
– Не говорите сыну, чтобы свои претензии он адресовал Путину или Обаме?
– Ни в коем случае. Надеюсь, Игнатий ещё не скоро начнёт разбираться в фамилиях российских и американских политиков. Я ни на кого не перекладываю ответственность. Честно говорю: «Твой папа столько не заработал. Будешь хорошо учиться – вырастешь умным и, возможно, будешь зарабатывать больше». Я вообще разговариваю с сыном на равных и учу его рассчитывать только на собственные силы, потому что однажды меня не станет.
Надеюсь, образцом для него будет пример «Квартета И». Мы с ребятами всего добились сами. Успешные артисты нередко рассказывают о счастливых случайностях в своей судьбе – так вот у нас их не было. Нам не приносили хороших сценариев. Никому из нас в один прекрасный день не позвонил выдающийся режиссёр с предложением сняться в его фильме. Спасибо за поддержку меценатам и кинокомитету, который дал нам часть средств на несколько фильмов, – их помощь я тоже считаю не случайной, а заслуженной. И мы продолжаем рассчитывать только на себя. Уже семь лет я продвигаю свой музыкальный проект, но пока он убыточен. Рассчитываю, что лет через пять он выйдет в плюс.
– В России сильны эмигрантские настроения. Как думаете, возможно ли воспитать ребёнка в патриотическом ключе?
– Налицо страшный разрыв между прошлым и настоящим. Мы, 35–45-летние, заставшие наших бабушек и дедушек, одной ногой стоим там – в той эпохе, когда страна снимала потрясающие фильмы, когда население невероятно много читало. Мастодонты уходят (недавняя великая потеря – Эльдар Рязанов). Ничего нового, сопоставимого по масштабу с культурой прошлого, не появляется. Наше поколение – это связующая ниточка между тем, что было хорошего в СССР, и нынешней эпохой. Я воспитываю сына на великих советских фильмах и мультфильмах. И конечно, на русской классике. «Нужные книги ты в детстве читал», – пел Высоцкий. Детей не заслонишь от дурных проявлений социума, будь то хамство или наркотики, но можно заложить в ребёнка противоядие. Заразителен не только плохой пример, но и хороший. Взять, например, недавний феномен выставки Серова: внимание к ней породило ещё большее внимание. Выставку посетило около 400 тысяч человек!
И ещё по поводу эмигрантских настроений. Во всём мире стало неспокойно. Когда открыли железный занавес, царило убеждение, что в Америке и Европе очень хорошо. Теперь на Западе случаются теракты, беженцы насилуют женщин, религии противостоят друг другу, афроамериканцы устраивают бунты в ответ на действия полиции… Я не знаю, где сейчас можно было бы гарантированно укрыться от неприятностей.
– Поразительно: только что мы с вами вспоминали советский период как мрачное время с вездесущей цензурой, а теперь ностальгируем по советскому кино…
– В ходе съёмок «Дня выборов – 2» мы много спорили о политике, об истории. Это происходило вечерами, за ужином. Каждый участник съёмочной группы обнаруживал единомышленников и оппонентов. Складывались противоборствующие лагеря. Ельцин спас Россию, Ельцин пропил Россию… Так вот, одной из тем наших споров была именно эта: советский кинематограф появился вопреки цензуре или благодаря ей? Мы сошлись на том, что ответа нет. Может, без цензуры появилось бы в разы больше великих фильмов. А может, в кинематографе творилось бы то, что творится сейчас.
– «День выборов – 2» вышел. Что дальше?
– Следующим фильмом «Квартета И» будет «О чём говорят мужчины – 3». Уже идёт работа над сценарием. Что касается лично меня, то написан сценарий художественного фильма о Юрии Владимировиче Никулине. Этот человек очень разнообразно раскрыл себя. От роли алкоголика Балбеса в гайдаевских фильмах прошёл через драматические роли в картинах «Они сражались за Родину», «20 дней без войны», «Чучело» – к должности директора Цирка на Цветном бульваре. Поднял на невероятный уровень искусство анекдота. Проявлял себя как общественный деятель. Для меня это образцовая судьба. Увы, поиски инвестора для фильма идут с трудом. В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Никулина, а в следующем – 20 лет со дня смерти. Если в ближайшие два года я не найду финансирование, проект наверняка будет отложен на пять лет – до следующего юбилея.
А ещё готовится новый спектакль «Квартета И». Отрадно, что в эти непростые времена люди продолжают ходить в театр – мы по-прежнему собираем полные залы.