Аргументы Недели Петербург → Общество № 4(495) от 4.02.16

Ау, пионэры… Или вы не пионэры?

, 17:46

Указ о создании «Российского движения школьников», которое послужило бы делу воспитания школяров в духе общероссийской системы ценностей, был подписан ещё в конце октября, но доступной информации о его реализации нет до сих пор.

Для нас, детей периода брежневского застоя, придумка Надежды Константиновны Крупской – Всесоюзная пионерская организация была не самой плохой реальностью. «Промывка мозгов», «полное подчинение системе», «навязывание идеологии» и прочие ужасы к нам имели весьма посредственное отношение. Разве что пионер должен был быть «предан Родине, партии, коммунизму», но Родина стояла в этом законе на первом месте, а насчет партии и коммунизма мы были и не очень-то просвещены, разве что в дни партийных съездов нас могли во время уроков заставить посмотреть по телику выступление генсека...

Былого не вернёшь

Среди законов пионерии были ещё дружба с другими народами, равнение на героев и уважение к павшим, обязательная настойчивость в учёбе, труде, спорте, умение быть честным и верным товарищем, борьба за правду и шефское отношение к октябрятам. Патриотизм «загружался» в умы с игрой в «Зарницу», играми «по станциям», почётным караулом на Пискарёвском мемориальном кладбище и участием в создании школьных музеев.

«Пионер» было званием, формулировка «пионеры так не поступают» – пугалкой, которая иногда неплохо действовала на массы. За серьёзный проступок из пионеров могли исключить, но почти никогда не исключали, потому что быть «не как все» при любом строе дети не любят: хулиганы исправлялись, двоечники «подтягивались».

Октябрята, пионерия и комсомол были увязаны традиционным для отечества уважением к старшим, которые обязательно тебе, мелкому, помогут. А иерархичность – основа национальной самоидентификации, посему пионерия была гениальным изобретением, увязывавшим менталитет со структурированием общества, идущим на пользу любой власти.

Отринули. Вместе с «водой» выплеснули и детей: неприкаянное поколение школяров 90‑х годов без всяких «насаждаемых ценностей» само барахталось в море бандитов, распространителей наркотиков и сутенёров. На выходе получили проблемы с той самой самоидентификацией, в отсутствие которой ныне сотни тысяч людей в соцсетях исповедуются в ненависти к стране, власти и людям, живущим с ними на одной территории, т.е. не считают себя не только русскими, но и россиянами.

Увы, сегодня возрождение пионерии невозможно (где мы, а где социализм с коммунизмом!). Но и ёрничать по поводу октябрьского указа не стоит, да и поздно: согласно этому документу, к началу апреля «Российское движение школьников» должно обрести собственное имущество.

Серьёзные опасения

Как говорит заместитель председателя комитета по образованию Андрей Борщевский, с воспитательной работой подрастающего поколения петербуржцев и так было всё в порядке – могли бы и опытом поделиться, и подсказать создателям движения школьников что-то. Но никто, похоже, не спрашивает.

О налаженной в Петербурге работе по координации детских объединений и организаций и регулярных серьёзных поисках новых, интересных ребятам форм работы с ними говорит и руководитель регионального детско-юношеского гражданско-патриотического общественного объединения «Союз юных петербуржцев» Вера Петрова. «Сегодня с детьми работают специалисты – педагоги-организаторы, вожатые, замдиректора по воспитательной работе и многие другие. Для того чтобы эти люди были компетентными, нарабатывали опыт методического сопровождения и опирались на предшествующий опыт, для них проводятся всевозможные курсы повышения квалификации», – подтверждает Петрова.

Руководитель Межрегиональной детской общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-Питер» Светлана Шорина всерьёз обеспокоена судьбой не только петербургских, но и имеющихся в России детских организаций.

А вот доцент кафедры психологии и педагогики СПбГИК Людмила Нагавкина обращает внимание на формулировки, которыми оперирует указ, изобилующий и прочими неточностями. Так, говорит Нагавкина, взаимоисключающим является само сочетание в документе определений «движение» и «организация» (в указе «Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». – Прим. ред.). К тому же закон об образовании не содержит термина «школьники», а говорит лишь об учащихся… Не определено в указе и главное – идеологическая составляющая (какое может быть движение без движущей идеи?). Ещё Нагавкина отмечает, что финансирование новодельной организации намечено через Федеральное агентство по делам молодёжи, между тем как в СССР финансирование пионерии велось через систему образования. Не означает ли это, что у образования могут отнять деньги, выделяемые на внешкольную работу?..

Проще не бывает

Как говорят общественники, сейчас на федеральном уровне ответ один: «Ждите, всему своё время. Сделаем – узнаете». Не поздно ли будет? Не выплеснут ли с водой очередного младенца? «Общероссийские ценности» – это круто. Но неплохо бы сразу объяснять школярам, с какого перепугу они должны ставить духовное над материальным и Достоевского над, скажем, Фицджеральдом? Патриотизм, который пытаются поставить во главу угла, – дело хорошее, но это не идеология. Главное тут – придумать мотивацию к формированию патриотизма, найти связку… И тут нельзя не согласиться с Нагавкиной: не погорячились ли «придумщики» с «припиской» движения к Росмолодёжи? Ведь именно принадлежность пионерии к образовательному ведомству позволяла когда-то управлять школярами централизованно. И в наши дни закономерным было бы свести финансовые концы с концами идеологическими именно в Министерстве образования. Глядишь, об идеологии думать бы не пришлось. Если движение создаётся школьное, какая ещё идеология может быть, кроме учёбы? «Учиться, учиться и ещё раз учиться, как завещал нам великий…» Знание – единственная ценность, обеспечивающая прогресс. С патриотизмом-то эта идея отлично увязывается: учись хорошо, и послужишь Родине, она богаче станет, сильней. Неучи-то ей зачем? Пыль с подзабытого слогана «Россия – страна возможностей» можно было бы стряхнуть. Логика железная: «Учишься? Значит, получаешь возможности. Возможности даст Родина. А ты их ей отработай». И вступление детей в организацию было бы естественным: поступил в школу – и оказался в школьном движении…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram