В Кремле прошло заседание Совета по культуре при Президенте РФ.
Транслировали его выборочно в новостных блоках. Впечатление от увиденного унылое. Почему?
Наверное потому, что знакомые нам до кислой оскомины представители этой самой культуры просто не знали, что бы им еще поведать Президенту, чего бы он от них из года в год итак не слышал. Или попросить.
Фейсом об интернет!
Нынешнее заседание под патронажем Президента имело некую смысловую пикантность: уходящий год проходил под знаком «года литературы», наступающий же уже назван «года кино». И то, и другое определение логично «крышуются» словом «культура». А стало быть, и проблемы имеют общие. Среди них две основные: деньги и интернет.
— «Не знаю, удастся ли нам возродить интерес к книге при развитии интернета»…, — весьма точно усомнился в перспективности дальнейшего развития российского типографско-издательсого дела Президент. И был, конечно, прав.
Сегодня наша, некогда самая читающая страна в мире, откатилась на уровень, от которого до берестяных грамот уже рукой подать.
Интернет основательно растоптал интеллект нашей запутавшейся в социальных ориентирах молодежи (многих взрослых тоже). Хлынувший на прилавки киосков, развалов, магазинов поток т.н. «художественной литературы» по низкопробности и дремучести авторов переплюнул даже некоторые авторские прописи на заборах и стенах подъездов, увы.
Не удивлюсь, если какой-нибудь великовозрастный балбес с планшетом в руках на вопрос «Кто такой Пушкин?», ответит: «Щас в Яндексе гляну». И никто не ужаснется. И это литература. А что же кино?
Все! Кина не будет …
Мне показалось, что именитые мэры-участники этой встречи, на деле внимавшие Путину, по сути мыслями были весьма далеки от собственно самих изъянов нашей культуры. Тем более, не знали – с какого же конца надо за нее браться, чтобы не допустить ее реального конца (пардон за фразу – М.С.).
Мрачен и молчалив был Никита Михалков. Не исключено, что мэтр и известный «бесогон» больше переживал за то, что вместо «бесов» из эфира известной TVпередачи вдруг попросили его самого, нежели за то, что интернет наступил на горло привычным книгам.
Суров был Говорухин, презревший протокольный галстук к рубашке и уже прекрасно понимающий, что сними он свой жестокий и правдивый до беспощадности фильм о России, «которую мы потеряли» сегодня, аплодисментов бы не сорвал: нас уже плотно приучили жить в этой самой нынешней России, и то, что не не так давно казалось дикостью, сегодня подается как норма жизни.
Калягин, прекрасный актер, блиставший во многих фильмах и образах, ставший сегодня чиновником от культуры, тоже, похоже оригинальных рецептов спасения культуры, которой отдал всю жизнь, в запасе не имел …
Больше всех говорил Владимир Путин. Итогом теоретических методов поддержки угасающего кинематографа (как, впрочем, и всей культуры – М.С.), изложенных им, встал, как и ожидалось, вопрос о деньгах, которых, как сегодня известно, в России яростно не хватает на все.
Тема финансов взбодрила и министра культуры г-на Мединского.
— Мы боимся, что будут на наш бюджет посягательства со стороны Минфина. Тогда проведение Года кино может оказаться под угрозой … — с осторожным ожиданием подарка со стороны Путина высказал он свое видение развития нового проекта.
Ответ Президента Мединского скорее разочаровал. «Мы видим, какая ситуация в финансах, корректировки возможны, к этому надо относиться с пониманием» — обнулил надежды министра на щедрые денежные потоки глава государства. Собственно, эти слова одинаково безрадостно прозвучали и для всех остальных присутствующих.
Made in «оттуда»
После Совета по культуре долго не мог избавиться от какой тоскливой опустошенности, как после активно разрекламированного, но абсолютно провального на самой премьере спектакля.
Вроде бы все на месте: и актеры известные, и тема актуальная, и сценарий добротно написан, ан нет, к выходу зрители потянулись в молчаливом недоумении. Почему?
Ради интереса открыл наугад телепрограмму того же дня, когда проходило мероприятие в Кремле: «Звездные войны» - фантастика, США; «Ковбои против пришельцев» - фантастика, США; «Мальчишник в Вегасе» - комедия, США; «Шрэк навсегда», «Томас и его друзья», «Бу-Йорк, Бу-Йорк» - мультфильмы. «Страстный Мадагаскар», «Джек и пираты – оттуда же» и т.д. Ни один из мэтров почему-то не озаботился обилием этого списанного на западе продукта на наших экранах. А надо было бы …
Кто виноват? Мы заставляем до рези в глазах сотрудников Россельхознадзора выискивать в импортных помидорных и мандариновых отвалах коварные плоды из Турции, в грузах – контрабандный сыр из Литвы или вражеские шпроты из Латвии, не замечая того, что изо дня в день наше общество вполне на государственном уровне пичкается суррогатом нового предназначения, не менее, а скорее более опасным, чем просроченная брынза из Болгарии: идеологическим.
Ведь кто-то же дает разрешения, оплачивает, рекламирует, завозит и транслирует всю эту давно выкинутую на свалку уцененную на западе теле и кинопродукцию. Кто?
P.S. Одна девятилетняя школьница из Бельгии, год проучившись в российской спецшколе при посольстве, написала друзьям в письме: «Мне в России нравится, потому что здесь все наоборот». И эта фраза ребенка гораздо сильнее классического карамзинского «воруют!». Как просто, оказывается, открывается ларчик …