Как избежать обмана, приобретая обновку, нашим читателям рассказывает председатель общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Галина КОЗЛОВСКАЯ.
- Галина, чему вас лично научила столь долгая практика в роли самого главного потребителя Петербурга и Ленинградской области?
– На своём собственном опыте (а я покупатель с пяти лет) и опыте тысяч и тысяч потребителей вывела главную истину: доверяй, но проверяй, знай свои права и борись за них. Поэтому всем хочу посоветовать подарить друзьям на Новый год «волшебную» шкатулочку.
– С драгоценностями?
– Нет, но её содержимое может оказаться ценнее многих драгоценностей. В ней вы будете хранить чеки на купленный товар – от копчёной колбасы для праздничного стола до чеков на кухонный комбайн или холодильник. Потому что хранить чеки надо в течение всего срока годности товара для бытовой техники или гарантийного срока для любого другого. Ибо только сохранив их в случае приобретения некачественного товара или продукта, вы сможете его заменить или получить назад деньги. Кстати, нам пора отказаться от практики не прикладывать чеки к подаркам. Ведь в течение 14 дней любую вещь можно обменять или сдать, если в технике проявится неисправность, а по большой группе товаров обменять его, если он не подошёл вам по размеру, цвету или фасону, габаритам или комплектации.
– А на что надо обратить внимание, когда мы покупаем новогодние подарки и товары на различных рождественских распродажах?
– Во-первых, внимательно читайте информацию на этикетках товаров и продуктов. Напомним, что на этикетках продуктов должны быть указаны срок годности или реализации товара, а также точный состав продукта. Например, сейчас покупателей волнует наличие в продуктах питания генетически модифицированных добавок. В законе сказано, что производитель обязан сообщить о таких добавках, если содержание генетически модифицированных добавок в продукте составляет более девяти десятых процента.
– Иногда возникают проблемы с доставкой товара на дом. Часами, а то и днями некоторые покупатели ждут своей покупки. И всё это безнаказанно?
– Нет! Если, допустим, диван или шкаф вам не привезли в назначенное время, то продавец должен будет выплачивать вам неустойку в размере полпроцента от суммы, выплаченной за товар, за каждый просроченный день. Замена технически сложного товара и возврат денег за него возможны в течение 15 дней при обнаружении у любого изделия даже небольшого недостатка. А если этот товар, например пылесос или холодильник, постоянно ломается и попадает в ремонт и совокупное время нахождения товара в ремонте составляет более 30 дней в течение года, потребитель имеет право требовать его замены или возврата денег.
– Да, ремонт – это дело утомительное, а если он затягивается, как жить, например, без холодильника?
– И здесь надо знать закон. На время ремонта потребителю по его заявлению должны предоставить технику такого же качества и функций.
– В прошлом году я подарила на Новый год подруге туфли. Но они оказались ей неудобны… Кстати, так нередко бывает, в магазине померишь сапожки – хорошо, а выйдешь на улицу, и шагу ступить не можешь. Что тут можно предпринять?
– Первое…
– …чек в шкатулочку…
– И потом походите дома по ковру в обновке, осторожно, не стаптывая обувь. И если она вам не подойдёт, то в течение 14 дней вы можете её обменять. Только ни в коем случае не выходите в обуви даже на минуту на улицу, это сразу же отпечатается на подошве, и туфли у вас назад не примут.
– Что, например, делать, если человек купил мобильный телефон без инструкции?
– Да, такое случается. Первое, что вы должны спросить у продавца, – это инструкцию. И не принимайте отговорок, что телефон (мультиварка, диктофон) очень прост в обращении или что инструкцию можно скачать из Интернета). Пусть вам дадут или ссылку, или лучше готовую распечатанную инструкцию. И если вы не ладите с техникой, не выбирайте «навороченных» моделей. Если уж вы с ними столкнулись, то, не стесняясь, идите за консультацией к продавцу.
– Сейчас на телевидении товары рекламируют так симпатично и аппетитно, что купить хочется всё. Это не опасно?
– В Общество потребителей не только нашего города, но и других регионов приходят жалобы на товары, купленные по рекламе в СМИ. А вот в жизни товар оказывается не таким, как на экране или картинке. И если уж вы решили приобрести таким образом кухонный комбайн или ножи, то испытайте их при покупке. Также они могут у вас испортиться через пару дней, и заменить их или вернуть деньги будет очень трудно или почти невозможно!
– Сегодня частенько предлагают в рекламе БАДы и лечебные приборы…
– Вот их-то покупать особенно опасно! Курьер привезёт вам средство, возьмёт деньги, а потом вы убедитесь, что этот БАД или аппарат вам противопоказан. Но вернуть этот товар вы не всегда сможете: в рекламе даётся только телефон, а сама фирма может просто исчезнуть. И напомним ещё раз: по поводу использования БАДов и лечебных приборов надо обязательно проконсультироваться с вашим лечащим врачом!
– Сейчас многие покупают вещи на рынках или в ларьках, где нет кассовых аппаратов. Как же без чека, который можно положить в шкатулочку?
– Даже если нет кассового аппарата, у продавца должны быть бланки товарных чеков, на которых он укажет название товара, его цену, номер места, свою фамилию и регистрационный номер ИП, и подпишется.
Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену
(в случае если в них нет дефектов):
• предметы и средства для профилактики и лечения заболеваний дома;
• предметы личной гигиены;
• парфюмерно-косметические товары;
• текстильные товары: ткани, ленты, тесьма, кружево;
• кабельная продукция и отделочные материалы;
• мебель бытовая;
• определённые швейные и трикотажные изделия (бельё, чулки, носки);
• посуда, кухонные принадлежности, ёмкости и упаковочные материалы для хранения и транспортировки пищевых продуктов;
• товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
• животные и растения;
• изделия из драгметалла, с драгкамнями;
• автомобили, мотовелотовары, прогулочные суда;
• технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки;
• гражданское оружие.
Координаты Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Невский проспект, д. 78. Телефоны: 400‑22‑20, 400-22-23.