Аргументы Недели Петербург → Общество № 49(490) от 24.12.15

Неясные сигналы елочных игрушек

Передвижной музей организовал выставку игрушек, которыми наши бабушки и дедушки украшали новогодние ёлки

, 18:53

Самому старому ёлочному Деду Морозу, участвующему в выставке передвижного музея «Старый Новый год», вот-вот исполнится 80 лет. Он появился на свет в 1936 году. Незадолго до того, в декабре 1935-го, советские власти разрешили гражданам страны встречать Новый год с ёлкой и ёлочными игрушками, которые предыдущие полтора десятка лет проходили по разряду «символы буржуазного уюта», с ними боролись, их запрещали, усматривая в них «проявление мещанства». И вот разрешили. Тогда же было начато производство новогодних украшений. С того времени и началась история советской елочной игрушки.

Музей «Старый Новый год» – передвижной, и организует выставки в разных местах. Нынешняя проходит в холле гостиницы «Crowne Plaza», которая находится рядом с Пулково-2. Кроме 80-летнего Деда Мороза тут выставлены ещё 39 его бородатых собратьев, изготовленных в разные времена, демонстрируются и другие ёлочные персонажи, созданные до Великой Отечественной войны, в военные и послевоенные годы. Впрочем, коллекционеры, создавшие музей, собирают и дореволюционные игрушки. Их, естественно, гораздо меньше, чем советских.

– Нас было человек десять – петербуржских коллекционеров, которые лет шесть назад решили создать музей, – говорит Людмила Каждан, куратор выставки. – К тому моменту у каждого из них уже были свои коллекции игрушек, у кого меньше, у кого больше. И у каждого было желание показать людям вещи, которые им самим интересны и дороги и которые способны вызвать у любого человека чудесные воспоминания о праздничной ёлке, о детстве, о бабушках, дедушках… О всём том, что нас всех делает чуточку счастливее. Идея о создании музея всегда присутствовала в наших разговорах, но дело-то нелёгкое… Но вот шесть лет назад решились. Почему музей передвижной? Первая и главная причина – нет помещения. Вы же понимаете – вопрос трудно решаемый.

Нынешняя выставка для музея, конечно же, не первая. В предыдущие два года её проводили в помещении архивного комитета администрации Петербурга. Ещё раньше – в одном из павильонов Петропавловской крепости. В прошлом году экспозиция музея была представлена в Донецке и Керчи. Нужно ли говорить, что везде дети испытывали восторг, глядя на неведомые им ёлочные игрушки, а взрослые с грустью и умилением вспоминали ушедшие времена.

Очарование «новизной»

Фонд музея насчитывает две тысячи экспонатов. И среди них, между прочим, в основном игрушки, созданные не позже 1966 года. Дело в том, что до этой даты в СССР ёлочные игрушки делали в различных артелях страны, то есть вручную, а потом было запущено конвейерное производство. А коллекционера всё же больше интересует «штучное» изделие. Музей и представляет на выставках подобные игрушки, которые изготавливались небольшими тиражами. Вот, например, огромный Дед Мороз с лукавым выражением лица и берестяным коробом за плечами – он был найден архангельским реставратором в одной из деревень своей родной области. Лукавый дед был создан руками работников неустановленной артели в 40-х годах прошлого века. А вот и другой Дед Мороз с явными признаками яркой индивидуальности. Его изготовили в Ленинграде в 50-х годах. Сделали его по эскизам известного скульптора и художника детской игрушки Льва Разумовского.

Коллекционер и реставратор Юрий Гривский

Как ни странно, и во всех других изделиях ширпотреба, и в довоенных пионерах-игрушках, лётчиках, полярниках-челюскинцах, и в военных корзиночках с фруктами и цветами, сделанных из-за нехватки материалов из раскрашенной жести, и в послевоенных персонажах «Доктора Айболита» и сказки о Чиполлино – в них вдруг обнаруживаешь какие-то индивидуальность, характерность. Но какая может быть индивидуальность в ширпотребе? Думаю, есть этому простое объяснение. Игрушки ушедших десятилетий давно уже исчезли из нашего предновогоднего и новогоднего обихода. Большая их часть безвозвратно утеряна, что-то, вероятно, пылится в бабушкиных ящиках, задвинутых в дальний угол дома, немногие хранятся у коллекционеров. Нам они неизвестны, это уже не наши игрушки. Поэтому, увидев их на выставке, нас в первую очередь очаровывает их «новизна», а потом приходит ощущение некоей их характерности. На самом деле это свойство принадлежит не им, ширпотребовским игрушкам, а времени, которое их создало. Они же лишь подают нам неясные сигналы, поймаешь их – сможешь кое-что услышать об ушедшей эпохе, о людях, эстетических представлениях той поры. Впрочем, и просто разглядывать старые игрушки – огромное удовольствие.

Коллекционером стал случайно

Юрий Гривский занялся коллекционированием ёлочных игрушек неожиданно. Семь лет назад в один из вечеров он случайно «зацепился» за телевизионную передачу, в которой рассказывали об американке Ким Балашак. В 90-е годы она, работая в Москве, собрала большую коллекцию советских и российских ёлочных игрушек. Уезжая из России, Ким вывезла коллекцию в Штаты. Юрий был удивлён и самой историей, и тем, что игрушка, как оказалось, может стать предметом коллекционирования. «Что-то у меня внутри тогда щёлкнуло», – говорит он. И поехало. Вскоре Юрий уже находился в состоянии постоянного поиска ёлочных игрушек. Просматривал информационно-рекламные газеты, стал завсегдатаем специализированного интернет-аукциона, заглядывал в антикварные магазины, посещал блошиный рынок у станции метро «Удельная». Он познакомился с петербургскими коллекционерами, наладил связи с фанатами ёлочной игрушки из других российских городов.

Через некоторое время в его коллекции насчитывалось более тысячи экспонатов. А надо сказать, что среди тех игрушек, которые он приобретал, встречались разбитые – старые же экземпляры… Как их восстановить?

...А реставратором – по необходимости

– Думал я, думал и додумался – сам буду восстанавливать, – рассказывает Юрий. – И начал. Сам подбирал необходимые материалы, краски, сам осваивал технику реставрации. Мог часами сидеть, восстанавливая повреждённую игрушку. Бывает, сижу и по выходным дням, в свободное от работы время. Хорошо, что семья ко всему этому с пониманием относится.

Кстати, во время одного из семейных праздников произошёл курьёзный случай, которые в жизни собирателя старинных изделий не часто, но случаются. Был день рождения сына Юрия, пригласили ребятишек – его друзей.

– Перед их приходом кое-какие игрушки я собрал в коробку и положил её в шкаф, – вспоминает Юрий. – Думаю, всякое может случиться, ребятишки же… А одну игрушку, персонажа из сказки Чиполлино, наиболее ценный экземпляр, положил отдельно, в маленькую коробочку – и туда же, к большой коробке. Пришли ребята, посидели, поговорили, начали в прятки играть. И одна девочка залезла в шкаф. Не знаю, что и как происходило, но, когда я вошёл в комнату, где стоял этот злосчастный шкаф, я увидел – лежат мои коробка и коробочка на полу. По закону подлости, разбилась одна лишь игрушка – персонаж из сказки Чиполлино…

Хорошо, что к тому времени Юрий уже освоил навыки реставратора. Соратник Чиполлино был спасён. За последние годы Юрию Гривскому, теперь уже реставратору передвижного музея «Старый Новый год», удалось отреставрировать сотни редких игрушек, которые принадлежат ему самому, петербургским коллекционерам и коллекционерам из других городов России. Он стал профессионалом, одним из немногих людей в стране, который способен подарить вторую жизнь старой игрушке.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram