Аргументы Недели Петербург → Общество № 46(487) от 3.12.2015

Рейс с надеждой на справедливость

В Санкт-Петербурге дальнобойщиков не услышали, услышат ли теперь их в Москве?

, 18:03

Колонна петербургских дальнобойщиков, несогласных с вводимой системой «Платон», предполагающей взимать плату с большегрузов за каждый километр пути по федеральным трассам, выдвинулась в минувшее воскресенье в Москву. До этого водители фур предприняли несколько попыток обратить на себя внимание. Пожалуй, самой запоминающейся акцией питерских дальнобойщиков стал их поход на Смольный.

Впрочем, утром 24 ноября протестующие ещё не предполагали, что двинутся в город по этому маршруту. Сначала водители стали собираться на двух магистралях – Московском шоссе и Софийской улице. Обсуждали меж собой ситуацию, прикидывали, что делать дальше и как обратить на себя внимание. Решение ехать к Смольному возникло спонтанно, как и название самой акции – «Улитка». Ехали часов шесть со скоростью 10–20 км/час. Если полицейские пытались кого-то останавливать, вставала вся колонна. До конечной точки на Свердловской набережной добрались порядка 50 грузовиков и расположились аккурат напротив Смольного. И в администрацию Северной столицы гонцов всё-таки отправили, но не на большегрузах, а на легковых машинах.

На площади перед Смольным их уже поджидали сотрудники полиции, принявшиеся объяснять им, что они всё делают неправильно, нарушают закон. Разъясняли, что если они хотят провести акцию, то должны написать официальные письма в администрацию, дождаться ответа. Полиция убеждала водителей в том, что власти их услышат и когда-нибудь примут. Из Смольного к ним, естественно, никто не вышел, и все мирно разъехались по домам.

А через несколько дней в Петербург приехал… министр транспорта РФ Максим Соколов, который, как известно, систему «Платон» не придумывал и сбором налогов в России не занимается. Логичнее всего дальнобойщикам было бы поговорить с господином Ротенбергом-младшим, которому и был отдан на откуп этот налог, а точнее, фирме «РТ Инвест Транспортные Системы», где ему принадлежит 50%, а остальная половина «Ростеху» и некоему господину Шипелову. Но этих людей дальнобойщики вряд ли в глаза увидят. Поэтому министру Соколову ничего не оставалось кроме того, что встретиться с 32 «лояльными» грузоперевозчиками. Разговор их шёл, естественно, за закрытыми дверями, длился более часа, но к консенсусу они так и не пришли, резолюцию не приняли. После встречи с грузоперевозчиками министр транспорта заявил, что мораторий на систему наложен не будет. Дальнобойщики выходили со встречи в подавленном настроении. С ними согласились вести диалог лишь о незначительных её послаблениях. Поэтому уже тогда и было принято решение искать правду в Первопрестольной.

Цена вопроса

Напомним, дальнобойщики начали бастовать после введения налога за проезд по федеральным трассам. Плата за проезд тяжёлых грузовиков по одному километру федеральной трассы с 1 марта 2016 года составит 3,06 руб., а затем будет увеличена до 3 руб. 73 копеек. А пока – составит 1 руб. 53 копейки.

Ответственность за неуплату сбора предусмотрена статьей 12.21.3 КоАП, которая вступила в силу 15 ноября. Для водителей предусмотрен штраф 5 тыс. рублей, для должностных лиц, ответственных за движение машины, а также для ИП – 40 тыс. (при повторном правонарушении – 50 тыс.), для юридических лиц – 450 тыс. (при повторе – 1 млн рублей).

На берегах Невы за этой ситуацией представители законодательной власти следят внимательно. По мнению основателя партии «Яблоко», депутата городского парламента Григория Явлинского, «…желание властей пополнить казну и аккумулировать средства на ремонт дорог понятно, однако момент для внедрения этих новаций выбран крайне неудачный». По мнению политика, в нынешних условиях нельзя вводить никаких дополнительных налогов, платежей, сборов и других фискальных инструментов наподобие пресловутой системы «Платон», поскольку это приведёт к дальнейшему снижению реальных доходов и росту цен, искусственному раскручиванию инфляции. «Надо понимать, что протесты дальнобойщиков могут оказаться началом серьёзной социально-политической дестабилизации, вызванной грубыми политическими и внешнеполитическими просчётами, ведущими к экономическому кризису», – предупреждает Григорий Явлинский.

Похожей позиции в этом вопросе придерживается и депутат Алексей Ковалёв из фракции «Справедливая Россия».

Впрочем, даже это не самое главное. До сих пор не прозвучал чёткий ответ, а почему, собственно, эти гигантские деньги собираются не государством напрямую, а семейством, очень близким к высшему руководству страны.

«Триллионы рублей, – возмущается депутат Алексей Ковалёв, – которые получат Ротенберги за несколько лет эксплуатации этой системы, сумма впечатляющая. И она наверняка пройдёт мимо бюджета РФ. Нельзя давить таким образом на перевозчиков, брать у наших людей из кармана деньги, чтобы переложить их потом в карман супербогатым людям. Второй вопрос, это организация этой системы. Она настолько сложна, затратна и неудобна, не говоря уже о самих тарифах. Люди попадают под огромные штрафы из-за неуплаты этого налога, просто потому что они не смогут выполнить все технические требования, которые предъявляются к их машинам и оборудованию. Да к тому же сегодня «Платон» работает нестабильно, система постоянно зависает. Всё это не продумано, потому что эту систему отдали на откуп примерно так же, как многое отдавалось боярам при Иване Грозном или царе Алексее Михайловиче».

Когда этот номер газеты готовился к печати, пришло известие о том, что намеченная на понедельник акция протеста переносится на 3 декабря. Требования, выдвинутые в манифесте протестующих, а среди них, естественно, полная отмена системы «Платон» и даже отставка премьер-министра, не говоря уже о наложении штрафных санкций на тех, кому властью был доверен сбор налога. Скорее всего, эти требования снова зависнут в воздухе. Дальнобойщики – это электорат нашего президента. И их протест находится сейчас исключительно в экономической, а не в политической фазе. Сложившаяся ситуация – это результат того, что партия власти вовремя не сделала публичного обоснования предлагаемого решения. Понадеялись, что авось и так проглотят. Но дальнобойщики не проглотили. Теперь всё зависит от того, какую тактику изберёт власть. Можно, например, продолжать замалчивать ситуацию и копить недовольство, а можно потихонечку с помощью системной оппозиции начать выпускать пар. Последнее, конечно, предпочтительней для интересов страны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram