Сегодня много говорят о развороте России на восток, президент страны обозначил восточный вектор развития приоритетом на ХХI век. Тем полезнее вспомнить прошлое, особенно героические страницы тихоокеанской истории России, ведь в этом году исполнилось 110 лет с окончания русско-японской войны 1904-1905 годов. Одной из причин её начала, даже важнейшей, по оценке специалистов, называют экспансию России на восток. Тройственная интервенция, предпринятая в апреле 1895 года Россией, Францией и Германией, вынудила Японию отказаться от аннексии Ляодунского полуострова Китая. Воспользовавшись этим, в марте 1898 года Россия подписывает с Китаем конвенцию об аренде Порт-Артура и Дальнего. Осознание того, что Россия фактически отобрала у Японии захваченный в ходе войны Ляодунский полуостров, привело к новой волне милитаризации Японии, на этот раз направленной против России, под лозунгом «Гасин-сётан» (то есть, претерпевать трудности ради великой будущей цели), призывавшего нацию стойко перенести рост налогообложения ради военного реванша в будущем. А в октябре 1900 года русские войска, в рамках подавления восстания ихэтуаней в Китае войсками Альянса восьми держав, оккупировали Маньчжурию... Дальше события развивались по нарастающей, война началась 26 января (или же, по новому стилю, 8 февраля) 1904 года – японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Объявление войны состоялось только 10 февраля.
О реакции на начало русско-японской войны кратко можно сказать так: действия Японии возмутили российское общество. Мировое сообщество отреагировало иначе. Англия и США заняли прояпонскую позицию. А тон сообщений в прессе отличался явным антирусским настроем. В общем, всё так же, как и сейчас.
Одной из ярчайших страниц той, в общем, бесславной войны стал подвиг моряков крейсера «Варяг».
4 апреля 2016 года у нас будет повод вновь вспомнить героев «Варяга». Тем более что волны времени размывают детали этого подвига, и не все сегодня имеют о нём чёткое представление, особенное молодёжь. Между тем, Черчиль говорил: «Чем дольше мы смотрим назад, тем дальше мы видим в будущее».
На Морском кладбище Владивостока захоронены останки 14 моряков экипажа «Варяга». Их прах был перевезен во Владивосток в декабре 1911 года из порта Чемульпо (ныне это Инчхон в Южной Корее). На могиле установлен обелиск из серого гранита, на его гранях славянской вязью высечены фамилии и имена моряков, павших в неравном бою. «Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут нести в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный для Отчизны час не склонил голову перед врагом», – гласит надпись на монументе.
О подвиге экипажа «Варяга» написано немало, но смысл напомнить об этом нашим читателям есть.
Затопленный, но не побеждённый крейсер, японцы спустя год подняли на поверхность, отремонтировали, и эксплуатировали ещё 10 лет в качестве учебного судна. Во время Первой мировой войны Россияи Япония стали союзниками. Российское правительство вело переговоры о передачи нескольких кораблей-трофеев. Япония, несмотря на отсутствие в 1916 году противника в Тихом океане, в лучшем случае соглашалась уступить устарелые броненосцы береговой обороны, захваченные при Цусиме. Лишь после долгих переговоров, благодаря энергии военно-морского атташе в Японии капитана второго ранга А. Н. Воскресенского, японцы под видом союзнической помощи согласились продать несколько бывших русских кораблей: «Пересвет», ставший «Сагами», за 7 миллионов иен, «Полтава» («Танго») — за 4,5 миллиона и «Варяг» («Сойя») — за 4 миллиона иен.
Купленные корабли прибыли во Владивосток 21 марта (4 апреля по новому стилю) 1916 года. Приветствовать «Варяг» на берег Золотого Рога пришли тысячи горожан. Говорят, что когда крейсер пришвартовался к пирсу, тяжёлую хмарь неба пробило яркое солнце, а в небе кружились голуби, что было воспринято народом как знамение…
Утром 22 марта от пирса у казарм Сибирского экипажа отвалил буксир с первой группой русских матросов. Японские офицеры торопились, сдачу и приёмку провели менее чем за час. Затем русские офицеры были приглашены на обед в кают-компанию, а в 12 часов, в момент обмена расписками между командующим Сибирской флотилией вице-адмиралом М. Ф. Шульцем и адмиралом Яманака, на передаваемых кораблях были спущены японские флаги. Несколько дней после ухода японских крейсеров шли приборки и распределение вновь прибывших команд по заведованиям. 27 марта в 10 часов на кораблях после их освящения были торжественно подняты кормовые флаги, гюйсы и вымпелы. Корабли были приняты вновь в состав российского флота. Отныне они комплектовались только гвардейскими экипажами.
«Отдельный отряд судов особого назначения» в составе крейсеров «Варяг», «Пересвет» (бывший броненосец) и линейного корабля «Чесма» (до японского «плена» называвшийся «Полтава») начал кампанию. Командующим отрядом с производством в контр-адмиралы был назначен капитан первого ранга А. И. Бестужев-Рюмин. Он должен был стать и командующим флотилией Северного Ледовитого океана. Зачисление кораблей в списки флота было сделано секретными приказами, втайне держалось и формирование из них специального отряда.
На «Варяге» после подъёма флага отслужили панихиду по погибшим героям Чемульпо и новый командир корабля К. И. Ден, поздравив команду с началом кампании, призвал моряков служить так же честно и доблестно, как это делали герои 1904 года.
Однако крейсер ждала другая судьба. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию, где после Октябрьской революции был конфискован англичанами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт. В 1920 году его перепродали немецким фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море возле деревни Ленделфут.
8 сентября 2007 года в Шотландии открылся скульптурный мемориальный комплекс, посвященный крейсеру «Варяг». Памятник, установленный в деревне Ланделфут на народные пожертвования, как представляет собой православный бронзовый крест шестиметровой высоты и якорь весом в три тонны. Он стал первым памятником русским воинам на территории Великобритании.
А в России легендарному крейсеру нет ни одного памятника (кроме могилы на Морском кладбище Владивостока).
На это обстоятельство обратили внимание участники круглого стола, организованного активистами Народного фронта в Приморье и прошедшего в минувшую пятницу, 6 ноября в краевом центре. Входящая в региональный штаб «фронтовиков» Марина Алексанина выступила с предложением установить во Владивостоке будущей весной памятный знак, посвящённый 100-летию возвращения крейсера «Варяг» под русский флаг. Идея нашла поддержку у собравшихся.