В Эрмитаже прошёл X ежегодный медиафорум «Диалог культур», на который собрались более 400 молодых журналистов из 38 стран. И во времена санкций это мероприятие осталось одним из немногих медиасобытий, где не боятся жарких споров о превратностях хрупкого мира.
Уже в первые полчаса телеведущая 5-го канала Ника Стрижак эмоционально рассказывала залу, что никакой она не пропагандист. «Вы думаете, мы чем утром занимаемся? Я сейчас приеду на летучку, и мы будем заниматься терактами в Париже, мы будем заниматься тем, что случилось с нашим самолётом, сейчас в Сен-Дени опять стреляют, – у нас по горло работы, понимаете?» – вопрошала госпожа Стрижак. По мнению телеведущей, мы свели идеологические споры к какой-то странной персонификации зла, когда сам факт чтения человеком определённых изданий говорит о его политической ущербности. Хотя именно сегодня надо изучать различные СМИ, чтобы путём сложения и вычитания получить для себя правдивую картинку.
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович назвала выступление коллеги политическим. «Мы занимаемся вопросами открытой журналистики: объединяем людей, налаживаем мосты, создаём медиа, нацеленные на правоту. Журналисты знают, правда или ложь заложена в информации. И они должны служить обществу, а не правительству», – пояснила боснийская правозащитница, ставшая европейским чиновником.
Успокаивал накалившуюся обстановку, по традиции, главный организатор форума Ашот Джазоян, секретарь Союза журналистов России: «Главное – сообщить нашим зарубежным коллегам, что российские журналисты имеют своё мнение по поводу происходящего в мире, по поводу того, что связано с Крымом, Украиной, и того, как преодолевать этот конфликт. Наш форум – ответ на все санкции. Диалог лучше санкций, мы должны больше общаться и объединяться поверх границ и барьеров, особенно перед лицом общей угрозы со стороны ИГИЛ».
Разумеется, поиски зла, против которого мы все вместе будем дружить, не являются прямыми обязанностями журналиста. И не наличие «правильных» взглядов вызывает доверие к работе СМИ. Главное – всё ж таки профессионализм: умение добывать, проверять и предоставлять информацию, которую граждане не могут узнать каким-то иным путём. И «Диалог культур» был бы бесполезен, если бы большую часть его времени не занимали мастер-классы мэтров жанра. Если бы на тренинге для журналистов-расследователей не объясняли, как добывать информацию из соцсетей. А фотографы не совершенствовали своё представление о выборе точки съёмки, глядя на работы, выставленные в помещениях Главного Штаба. И кто, как не журналисты, должны первыми понять: если они, профи, не способны выслушать оппонента и попытаться понять, то чего ждать от большинства? А если журналистам будут затыкать рот, то в обществе не останется кислорода, нечем станет дышать.
В обращениях высоких чиновников, которые зачитывали участникам на открытии медиафорума, звучали странные эпитеты по отношению к молодым журналистам: «ретрансляторы позиций сторон», «ответственные за позитивный образ за рубежом», «молодёжный сегмент» и т.д. А петербургская журналистка Галина Леонтьева вспоминала, как в начале карьеры читала с коллегами про раскрученный двумя журналистами Уотергейт и переживала, словно д’Артаньян, что на её долю не останется ничего славного. В этом смысле нынешнему поколению можно только позавидовать: в обществе дикий кавардак идей и поступков, который им предстоит объяснять и раскладывать по полочкам. Глаза «молодёжного сегмента» возбуждённо горели, когда ребята про это слушали. И этот диалог они вряд ли забудут.