Аргументы Недели → Общество

Кто даст нам парабеллум?

, 16:29 ,

Вопрос, конечно, теоретический. Просто привиделась сценка из «Двенадцати стульев», когда Остап Бендер и Киса Воробьянинов, угнетенные хроническим безденежьем, вдруг удачно встретили на курорте владельца одесской артели «Московские баранки» Кислярского.

— «За нами снова следят …,» — вдохновенно врал великий комбинатор трусливому Кислярскому, — «И возможно завтра на конспиративной квартире нас будет ожидать засада … Я дам вам парабеллум!»

Трусливый Кислярский ради спасения «отца русской демократии» Воробьянинова и проклиная в душе тайное общество «Меча и орала», куда он по слабости характера неосмотрительно вступил, тут же предложил деньги.

— « … пятьсот рублей могут спасти отца русской демократии …», — сказал Остап. Сам же Воробьянинов произнес классическую фразу, удивительно вошедшую и в нашу сегодняшнюю жизнь: «Торг здесь неуместен!»

К чему я так длинно и занудно привел сейчас эту удачную выдумку гениальных Ильфа и Петрова? Да потому что ровно по тем же правилам наше общество с трудно определяемой социальной составляющей живет и сегодня. А именно.

Высоко сижу, далеко гляжу …

Недавно замминистра внутренних дел Виктор Кирьянов (в недалеком прошлом – видный регулятор российской ГАИ – М.С.), маскируя свою мысль присущей ему изящной нелогичностью, сообщил: «Хамство, агрессивное вождение надо выявлять, но делать это очень сложно. Когда водитель видит полицейскую машину, он становится нормальным». М-да, … мысль сложная, но поддающаяся расшифровке.

Во-первых, с какого перепугу опытный гаишник Кирьянов решил, что «агрессивное вождение» выявлять «очень сложно»? По-моему, это самое простое, что может сделать любой придорожный постовой, снабженный фото и видео техникой, определителем скорости, свистком, биноклем, жезлом и т.д. В конце концов, просто глазами. Взмах «волшебной палочки» - жезла, и нарушитель уже на обочине дает плаксивые показания на счет якобы опоздания в аэропорт, работу или что-то в этом духе, что вряд ли ему поможет. Но это новички. Опытный автовладелец сразу дает деньги. Довольны оба: и страж и водитель.

Во-вторых, при том количестве всяческих видео и фото камер развешанных на улицах, на которые бюджет в отличие от индексации пенсий и зарплат денег не жалеет, просто не позволит нарушителю остаться незамеченным. А значит – жди «письмо счастья» с рублевым обозначением собственного греха. Деньги, правда, падут в бюджет, а не в карман «блюстителя», но расход так же неизбежен.

К чему я так подробно рассказываю о том, через что хоть раз, но обязательно проходит всяк, имеющий под собой автомобиль?

А для того, чтобы всем была понятна дальнейшая  мысль и генерала Кирьянова и, безусловно, тех, кто ему поручил ее озвучить: с будущего года на наших дорогах появятся полицейские машины-«невидимки», без привычной специфической раскраски, без сирен, с пассажирами в штатском (но при погонах). Задача у них простая: следить за всеми нами уже в городском автопотоке и все замеченные нарушения передавать на ближайшие посты ДПС. Ну и в чем благо очередного силового «ноу-хау»? Ответить на этот вопрос, не выходя за рамки человеческой логики, действительно сложно. Но постараюсь.

Все стоять! И бояться …

Раньше дорожные обочины было модно украшать фанерными макетами патрульных машин, трудно отличаемых от реальных спецавто. Это срабатывало: водители жали на тормоз чаще, чем на газ. Этого не отрицает и сам Кирьянов: «Когда водитель видит патрульную машину, он становится нормальным». (Значит, по логике генерала, все, кто таковую не видит, являются безумцами? Но это уже определение не правовое, а, скорее, диагноз, что даже при высокой должности определять Кирьянову и не по силам, и не по служебным обязанностям – М.С.).

Тогда, спрашивается, зачем ГАИ отказывается от такой привычной и устрашающей узнаваемости себя, любимой, на наших магистральных направлениях? Ведь, по признанию самого МВД, люди в «штатском» в неопозноваемых, но все же спецавто, не будут иметь права остановить обнаруженного лихача даже при создании им явной аварийной обстановки …

Сопровождать нарушителя до ближайшего поста ДПС, чтобы сдать его там с поличным коллегам в форме, тоже затея сомнительная: а ну как лихач имеет другие планы и свернет в какой-нибудь переулок, где нет никаких постов? Ищи тогда ветра в поле … Также новая затея генералов МВД – серьезное нарушение многих правовых норм. Во-первых, самой главной – закона «О полиции», где четко сказано.что «деятельность полиции является открытой для общества», а сами «действия сотрудников полиции должны быть … понятными для граждан». Закон говорит: «открытой!», а генералы твердят: «закрытой!» Ну и?

Если учесть, сколько автолюбителей лишь в одной Москве нарушают сегодня правила движения (не по природной лихости владельцев, но лишь невольно в тех дорожных условиях, что  так усердно создают сами городские власти, сокрощая проезжую часть за счет пешеходных и велодорожек, выделенок и т.д., то городской автопарк нужно будет увеличивать почти вдвое: ведь следить придется почти за всеми, кто сел за руль! Тогда – коллапс неизбежен. Да и неисполнимо это в принципе.

В-третьих. Даже, если благостное начинание ГАИ вдруг сработает, нарушителя тормознут подле поста ДПС и люди в «штатском» начнут перед коллегами в форме потрясать видео и фотокадрами его прегрешений, вопрос все равно можно будет уладить уже в уютных недрах гаишной будки с помощью того же «барашка в бумажке». Правда, скорее всего, его размер возрастет, т.к.люди в «штатском», от своей доли тоже скорее всего не откажутся … Вряд ли генералы-инициативники этого не понимают. Значит, новая кормушка?

Золотой телец – делу венец!

Однозначного рецепта лучшей жизни не даст никто. Во всех жизненных процессах любого общества деньги присутствуют всегда. Там, где они работают в рамках закона, это называется «экономикой». Там, где они крутятся вне этих рамок, трактуется как «коррупция».

Второе для России более привычно, нежели первое. Здесь привыкли чаще отнимать или давать, нежели зарабатывать, потому что стайный неписанный закон «сильный всегда прав» пересиливает все остальные законы писанные, изученные в правовых инстанциях и принятые к исполнению. И неважно, кто стоит у власти: «правые», «левые», «белые», «красные», демократы или либералы.

Синдром всеобщего недоверия друг к другу, тотальной слежки за обществом, необъяснимой взаимной ненависти уже неистребим, т.к. в России «сильных» всегда больше остальных. Остальные – это «слабые», т.е все мы.

Любой клерк из ДЭЗа, управляющей компании или районной управы вызывает ужас у жителей всего огромного района. Потому что может отключить свет, газ, интернет, перекрыть сливной бачок и т.д. Если тоже вовремя не получит того самого «барашка в бумажке».

Любой встречный полицейский автоматически вгоняет в ступор даже тех, кто в целях самообразования томик УК РФ предпочитает томику стихов Блока. Не говоря уже о приезжих в поисках лучшей жизни. Потому что в основном  полицейские бродят по улицам не ради «предупреждения … преступлений или административных правонарушений» (как трактует закон  «О полиции»), а чаще для того, чтобы к концу смены набрать хотя бы половину цены нового телевизора.

Классическая фраза милиционера из фильма «Вокзал для двоих», адресованная герою Басилашвили так и не съевшему комплексный обед в ресторане: «Заплатите лучше, с протоколом дороже выйдет …» — актуальна сегодня как никогда.

Никакой полицейский, в форме он, либо в штатском не рискнет даже в замаскированной машине следить, допустим за лимузинами с номерами Е КХ, А МР, мигалками и сиренами, которые лихо исполняют на самых оживленных улицах Москвы трюки, что не позволяют себе даже тореадоры на арене. Потому что они – «сильные».

Остановят всех остальных. Потому что они слабые. Вот и получается, что порядок на дорогах в частности устанавливают не столько ПДД, сколько тот самый «Золотой телец», о «борьбе» с которым нам неустанно рассказывают с экрана.

Удачи на дорогах!

P.S. Про парабеллум – это, конечно, шутка.

 

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram