> Кто нас травит? - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Кто нас травит?

15 октября 2015, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Чтобы вопрос, вынесенный в заголовок материала, не превратился в один из «вечных» региональных вопросов, «Аргументы недели» намерены поставить его ребром перед всеми ответственными лицами. О полученных ответах: компетентных и безответственных, содержательных и отписках, обещаем информировать. Чтобы регион знал своих героев и злодеев в лицо.

 

Мифы и реальность

Подготовка этого материала вылилась в опровержение ряда мифов. Низвергнут миф о том, что Волгоград потерял статус промышленного города и у нас закрылись все крупные предприятия. Например, есть «Каустик» с почти восемью тысячами рабочих. И его остановка на 90 дней, как того может потребовать прокуратура в случае проверки, обернётся колоссальной дырой в бюджете. А потому прикрыть завод, чтобы провести инспекцию – дело практически нереальное. Помимо «Каустика» есть волгоградский нефтеперерабатывающий завод, входящий в орбиту «Лукойла». А в Волжском ещё «Оргсинтез» и «Асбестовый». Это если говорить о крупных предприятиях, имеющих отношения к химическому сектору. Но есть ещё порядка 20-ти мелких. Вообще, химикам в Волгоградской области нравится. Видимо, поэтому председатель областного химического профсоюза на пресс-конференции волгоградских экологов начала свою речь с обличения самих экологов. И только потом предложила сотрудничать.

Второй миф гласит, что в Волгоградской области сложная экологическая ситуация с загрязнением окружающей среды. Согласно данным волгоградского Гидрометцентра в период с 2010 по 2014 гг. содержание диоксида серы в атмосфере региона уменьшилось на 77,8%, оксида азота -80%, фенола -60%, сажи -100%. Концентрация хлорида водорода упала на 33,7%, а формальдегида – на 50%. В общем, дышать стало лучше. И практически веселее, потому что в 2014 году по сравнению с 2012-м ПДК по фенолу постановлением главного санитарного врача РФ были подняты в два раза. То есть, критическими нормами считаются цифры выше, чем были раньше.

Третий миф - мониторингом экологической ситуации в Волгограде и области занимается только муниципальный департамент. Это далеко не так. Например, в ночь с 23 на 24 сентября замеры в районе «Каустика», помимо лишённой аккредитации муниципальной лаборатории, делали также «Центр гигиены и эпидемиологии» (ЦГИЭ) и «Центр лабораторного анализа и технических измерений» (ЦЛАТИ). Свои лаборатории есть также на «Каустике» и волгоградском НПЗ, а также в режиме постоянного мониторинга замеры делают специалисты волгоградского Гидрометцентра. На Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе, по запросу которого экологическая служба «Каустика» проводила замеры на предприятии 23 сентября, информацию предоставить отказались, сославшись формально на необходимость письменного запроса.  ЦГИЭ в публичный доступ свои данные не выдают, поскольку проводили заборы компонента атмосферы по просьбе природоохранной прокуратуры. А это значит, что результаты их замеров мы сможем увидеть только после соответствующей санкции природоохранного прокурора. Впрочем, есть отчёт заместителя министра природных ресурсов РФ, где в обобщающем виде указаны цифры замеров городской лаборатории и ЦЛАТИ на территории санитарно-защитной зоны «Каустика», а также в Красноармейском, Кировском и Ворошиловском районах Волгограда. Кроме того, в распоряжение редакции попала справка, подготовленная волгоградскими метеорологами для межрайонной природоохранной прокуратуры. Сбором всех этих интересных данных и пришлось заниматься последние две недели.

Удивительное дело, но в Москве, например, функционирует целое бюджетное учреждение «Мосэкомониторинг», которое в режиме реального времени на своём сайте показывает состояние воздуха и воды в различных административных районах. Вся информация стекается с автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА). Причём эти станции принадлежат не только Москве и Подмосковью, но и московскому НПЗ. Стоит напомнить, что на территории Волгограда до недавнего времени функционировал и промышленный гигант «Химпром». «Химпрома» в городе больше нет, но осталось шламовое озеро, чья судьба покрыта тайной. И никаких вам АСКЗА и публичного раскрытия информации.

На общественных началах

Отдельный миф – волгоградские экологи. Их, в традиционном понимании специалистов по окружающей среде, в Волгограде нет. Есть общественные активисты разной степени адекватности и разных идей, которые, то ли общество защитить, то ли заработать политические очки пытаются. Любопытный факт: почти в каждом серьёзном вузе города есть кафедра, имеющая в своём названии слово «экология»: кафедра экологии и природопользования ВолГУ, кафедра промышленной экологии и безопасности ВолгГТУ, кафедра общей гигиены и экологии ВГМУ, кафедра зоологии, экологии и общей биологии ВГСПУ, кафедра «КИВР и экология» аграрного университета. Однако ни одного комментария от представителей науки мы так и не услышали. Зато услышали общественных активистов на специальной пресс-конференции 6 октября. Экологи со ссылкой на заместителя природоохранного прокурора области Руслана Гасанова называют ситуацию 23 сентября «залповым выбросом». Однако на вопрос, что в деталях означает «залповый выброс» ответа никто так и не получил. Зато участники пресс-конференции узнали об утилизации отходов первого класса опасности на полигоне «Каустика». Любопытно, что за эту информацию руководитель информационного центра «Волгоград-экопресс» Елена Васильева в своё время была обвинена в клевете и приговорена к выплате штрафа. Но речь всё-таки о другом. Например, сводку из комитета здравоохранения по поводу конкретного количества обращений на подстанции «Скорой помощи» за эти дни экологи взять так и не удосужились. А ведь эта информация могла хотя бы примерно обозначить ореол распространения выбросов - какие районы города коснулся химический смог 23 сентября, и прояснить, чем именно отравились жители Волгограда.

Возвращаясь к сказанному

Необходимо восстановить справедливость. В материале, размещенном в «Аргументах недели» под заголовком «Утечка», мы сообщали, что одним из источников загрязнения воздуха может быть предприятие «Никомаг», функционирующее на территории завода «Каустик». Информация о том, что предприятие при производстве своей продукции выбрасывает в атмосферу тонны хлорсодержащих отходов, не соответствует действительности. То есть, хлор во время деятельности предприятия по производству гидроксида магния образуется, но в соединении с натрием и в жидком состоянии. Если кто не помнит из школьного курса химии, то NaСl не что иное, как обычная поваренная соль, которая есть на кухне в каждом доме. На «Никомаге» эта соль в виде «рассола» уходит по трубам в скважины глубокого залегания. Потому «Никомаг» к событиям 23 сентября причастен быть не может. Но помимо «Никомага» на той промплощадке есть «Зиракс» и собственно сам «Каустик»… Вопрос о том, кто травил город 23 и 24 сентября, а так же 30 сентября и в последующие дни, пока так и остался открытым.

 

Хроника событий в имеющихся цифрах и фактах

Согласно данным из справки ОАО «Каустик», составленной 25 сентября по результатам оперативного производственного эколого-аналитического контроля качества атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны, никакого загрязнения предприятие в ночь с 23 на 24 сентября не производило. Замеры компонентов воздуха выполнял «Экологический центр аналитического контроля», работающий на территории «Каустика». Специалисты делали анализы проб на содержание хлора, хлористого водорода, диоксида азота, оксида углерода.

В 12:25 на «Каустик» обратились представители ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» с жалобами на загазованность воздуха. Первые пробы воздуха были взяты уже в 12:30 с северо-западной стороны корпуса 16-4. Анализ показал, что концентрация хлора в атмосфере - 0,2 мг/м3, что составляет пятую часть от предельно допустимой концентрации. Следующие - в 13:00 там же и в 14:00 на дороге между «Каустиком» и НПЗ (северо-западное направление). Также проба была взята в 14:30 у корпуса 16-4. Во всех случаях ни хлора, ни хлористого водорода в компонентах воздуха обнаружено не было.

Очередные замеры проводились на «Каустике» в 19:55 и 23:55 по распоряжению начальника службы ОТ, ПБ и ЧС на контрольной точке №8 в санитарно-защитной зоне предприятия. Они также не выявили превышения содержания хлора и хлористого водорода. По данным лаборатории, хлора и хлористого водорода в атмосфере в районе завода не было вообще.

Следующий выезд специалисты экологической службы «Каустика» сделали в 1:35 и в 2:25 ночи 24 сентября. На этот раз вместе с экоцентром «Каустика» замеры производили специалисты ЦЛАТИ. Как мы уже писали выше, данные ЦЛАТИ не были представлены широкой общественности, а по данным «Каустика» хлористый водород, диоксид азота и оксид углерода в пробах не обнаружены. Замеры проводились у южных и северных ворот склада готовой продукции. Последующие замеры также не показали наличия в воздухе загрязняющих веществ.

Версий много, правда одна

С данными «Каустика» категорически не согласны в Минприроды РФ. На сайте ведомства 2 октября был размещён релиз о загрязнениях окружающей среды в Волгограде 23 и 30 сентября. По результатам анализа обнаружены загрязняющие вещества, превышающие предельно допустимые концентрации по оксиду углерода в 3,3 раза, по диоксиду азота – в 2 раза, по хлористому водороду – в 2,3 раза, по хлору – в 2,1 раза, по фенолу – в 2,3 раза и по формальдегиду – в 1,2 раза. Как мы уже писали выше, замеры производили ЦЛАТИ и городская лаборатория. По словам специалистов, данным городской лаборатории доверять можно, поскольку лицензии на мониторинг компонентов атмосферы их никто не лишал, а буквально неделю назад им было возвращено право на надзор за экологической ситуацией. Специалисты говорят, что отзыв лицензии – это нормальный рабочий момент, который больше связан с бумагами, нежели с квалификацией муниципальных экологов.

Своя версия есть у волгоградских метеорологов. Их стационарные посты находятся в четырёх районах Волгограда: ПНЗ№ 3 (Краснооктябрьский район), ПНЗ №5 (Кировский район), ПНЗ №35 (Центральный район), ПНЗ №36 (Красноармейский район), а также ведомственный ПНЗ №39 (р.п.Светлый Яр). Отбор проб осуществлялся вручную  в 7, 13 и 19 часов на содержание 13-и вредных примесей. Согласно данным волгоградского ЦГМС, превышения ПДК по фенолу были зарегистрированы на Кировском посту в 19 часов 23 сентября в 1,3 раза и в 13 часов 24 сентября в один раз. На Красноармейском посту наблюдалось превышение ПДК по хлориду водорода в 1,1 раза 24 сентября в 13 часов, а также на посту в Светлом Яре  24 сентября в час ночи в один раз. Загвоздка в том, что согласно данным того же Волгоградского ЦГМС на Кировском посту 25 сентября наблюдалось превышение ПДК по фенолу в два раза, а на Светлоярском посту 22 сентября наблюдалось превышение ПДК по хлористому водороду в 1,6 раза. Однако никто не жаловался в этих районах на неприятные запахи в указанные дни.

По словам заместителя директора ГБУ «Волгоградский ЦГМС» Людмилы Курдиной, очень сложно определить точную концентрацию каких-либо веществ в воздухе, тем более на стационарных постах. Даже городская лаборатория могла приехать на место замеров, когда вещество размылось в атмосфере. Чётко определить источник загрязнения крайне сложно. Однозначно это похоже на низкий источник загрязнения. То есть, находившийся у поверхности земли.

По версии гендиректора «Каустика» Эльдора Азизова основной причиной химического смога могла стать загазованность от автотранспорта, который используется в Волгограде. Эту же версию излагает и главный инженер «Каустика» Игорь Поддубный. По его словам, 60% всех загрязняющих веществ в Волгограде производят именно автомобили, а не промпредприятия. Впрочем, среди бывших сотрудников «Каустика» ходят слухи, что Волгоград ещё трижды может попасть под химическую атаку, аналогичную той, что случилась в ночь с 23 на 24 сентября. На это гендиректор предприятия заявил, что «всё может быть при условии возникновения аварийных ситуаций. Очень часто у нас срабатывает человеческий фактор». Но нештатных ситуаций на «Каустике» не было уже давно. При этих словах Эльдор Энглеевич постучал по деревянному столу.

Экологические ножницы: два кольца, два конца

Безусловно, мы продолжим следить за ситуацией вокруг расследования обстоятельств неизвестных выбросов в Волгограде с 23 на 24 сентября. И продолжим искать ответы на вопросы. Нам очень хотелось бы узнать, на каком основании председатель комитета по аграрным вопросам, охране окружающей среды и природопользованию Владимир Струк, по утверждению волгоградских экологов, хочет ликвидировать региональный экологический совет. Проблем в экологии Волгоградской области немало. И  дело тут не только в промышленных предприятиях Волгограда и Волжского. Есть михайловский цементный завод. Есть проблемы с Волго-Ахтубинской поймой и ликвидацией зелёного кольца вокруг Волгограда. Наконец, никто не отменял разработку прихопёрского никелевого месторождения на границе Воронежской и Волгоградской областей. Да и официальные сообщения органов государственной и муниципальной власти свидетельствуют, что комитет экологии администрации Волгоградской области не решил проблему со свалкой в Кировском районе Волгограда и не разобрался со свалкой отходов бывшего мебельного завода им. Ермана.

Если первыми, кто уловил в атмосфере наличие хлора и хлористого водорода стали сотрудники волгоградского нефтеперерабатывающего завода, а служба экологического контроля «Каустика» ничего подобного в атмосфере не наблюдала, то кто стал источником загрязнения? Между «Каустиком» и НПЗ более никаких химических предприятий нет. Не стоит забывать о направление ветра – юго-восточный дул от «Каустика» в сторону НПЗ. Мог ли стать источником выбросов волгоградский нефтеперерабатывающий завод, входящий в структуры «Лукойла»? Теоретически, мог. Но на этом предприятии не работают с хлором и хлорсодержащими продуктами. А на «Каустике» не работают с фенолом и формальдегидом, о которых в своём релизе пишет Министерство природных ресурсов РФ.

Если в регионе второй год примерно в одно и то же время года областной центр сталкивается с непонятными выбросами неизвестного происхождения, то что мешает городу или области создать единую систему мониторинга окружающей среды и оповещения населения? Паники сеять мы не хотим, но мёртвое или отравленное население явно не повысит позиции территории в очередных глобальных рейтингах. А выбросы сегодня порождают очередные слухи о переносе ЧМ-2018 из Волгограда в Краснодар, ибо никто не заинтересован в том, чтобы иностранные гости испытали на себе все прелести развитого химического комплекса Волгоградской области.

Александр САЙГИН

 

аргументы специалиста

Людмила Курдина, заместитель директора ГБУ «Волгоградский ЦГМС»:

Все посты «Волгоградского ЦГМС» работают в ручном режиме. Пришёл,  отобрал, привёз в лабораторию, сделал, посчитал. У облкомприроды имеется четыре автоматических поста. При этом, посты, на которых пробы отбираются в ручном (дискретном) режиме, могут уловить больше химических веществ, нежели автоматические. В Волгограде в атмосферу выбрасывается порядка восьмисот химических соединений. Это кислоты и сернистые примеси. Мы разделяем вещества на специфические и основные. Среди основных - взвешенные вещества - оксид углерода, диоксид азота и диоксид серы.  Наш город протяженный по расстоянию и продуваемый ветрами, потому вредные вещества не накапливаются в атмосфере, однако при совпадении нескольких факторов, как это случилось 23 сентября, горожане могут ощущать неприятный запах или даже негативное воздействие на своё здоровье. Бывают неблагоприятные погодные ситуации, которые не способствуют рассеиванию вредных веществ. Я работаю с 1986-го года и хочу сказать, что в 80-90-х годах загрязнение окружающей среды в Волгограде было несравнимо выше, нежели сейчас. В 90-х годах разовые высокие концентрации по вредным веществам доходили до пяти и даже 10 ПДК. Сейчас такого в Волгограде, конечно же, нет.

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте