Чикаго Детройтской области
8 октября 2015, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Информацией о том, что в городе-герое расторгнут общественный договор, мы уже делились, но, как говорила Фаина Раневская «то был марципанчик». В случае с Волгоградом это наблюдается особенно явственно. Речь не о практически постоянном смоге непонятного происхождения и даже не о хроническом молчании властей, которые просто перестали общаться с населением, информационно окуклившись. Речь о том, что происходит с людьми.
Всё чаще и чаще в обсуждениях любых конвенциональных действий против власти или для решения проблем, приходится встречать комментарии о том, что всё это не работает. Подписать петицию? Их не читают и не берут в оборот. Написать письмо в контролирующие органы? Получишь отписку в лучшем случае. Если высокий начальник сочтёт это нужным. Обратиться в суд или правоохранительные органы? Проблема доверия к силовой системе так и не была решена, а истории о беспределе редко имеют счастливый конец, где добро побеждает зло. Сражение с частными конторами? При условии тандема с правоохранительными органами это вообще становится занятием нереальным. Общественная активность? За неё нынче можно поплатиться.
В итоге Волгоград всё ближе и ближе подходит к оглушающей тишине. Люди постепенно замолкают и никак не реагируют на внешние сигналы. Повышают плату за капремонт? Абсолютная тишина. Ребёнок погиб в фонтане? Сам виноват. На улицах стали стрелять? В 90-е и хуже бывало.
О применении оружия в Волгограде стоит поговорить отдельно. Тем более что прошлые пару недель его только по официальным сводкам применяли аж четыре раза. И все четыре раза с летальным исходом. На первый взгляд у разборок возле «ФрантЭля» и кафе «Баритон», а также между убийством азербайджанского предпринимателя в Дзержинском районе и бездомного в Краснооктябрьском районе нет ничего общего. Но если посмотреть внимательно, то станет понятным следующее: оружие становится самым простым способом выяснения отношений. Потому что договариваться бесполезно – в Волгограде все равно никто не держит слово. Потому что бесполезно объяснять – вас не захотят понять. Проще решать вопросы при помощи выстрелов или мордобоя. Выстрелы, конечно, эффективнее, но пока не доступны подавляющему большинству населения. Доводов в пользу того, что проблема не надуманная, добавляют ещё и аргументы о «смене поколений»: старые авторитетные предприниматели от дел отошли и довольно слабо держат ситуацию в городе. Скептицизм вызывает также положение дел в региональном МВД – общефедеральным трендом стало сокращение сотрудников правоохранительной системы. А это значит меньше патрульных и меньше опытных оперов со следователями. Радует, конечно, установка памятника Глебу Жеглову и Владимиру Шарапову на территории ГУ МВД по Волгоградской области, но действие это напоминает скорее карго-культ народов микронезии. Те тоже на песке сооружают самолёт из дерева, потому что он когда-то привозил Кока-Колу или другие интересные и полезные штуки. Впрочем, рядовые сотрудники и так делают всё, что могут, но общий экономический упадок в регионе остановить явно не в их силах. На навязший образ Детройта в Волгограде накладывается ещё и образ Чикаго, потому что легальных способов заработка у простых людей остаётся всё меньше.
Можно, конечно, надеяться, что стрелять в регионе больше не будут, а мудрый губернатор обязательно что-нибудь придумает, и все мы завтра заживём лучше, чем живём сегодня, однако это призрачные и глупые мечты, потому что без широкого общественного диалога мир и процветание региона невозможно. В противным случае завтра на место молчащих придут кричащие. И действовать они будут, как те самые стрелки, которые устроили настоящий Чикаго в нашем Детройте на Волге.
Александр САЙГИН