Куда сдвинется цена на мясо в следующем году?
30 октября 2015, 13:03 [ «Аргументы Недели» ]
Минсельхоз России не так давно спрогнозировал, что цена на хлеб в России к апрелю 2016 года может вырасти на 20 %. У российских потребителей возникает закономерный вопрос – что же будет с ценой на мясо? Мушег МАМИКОНЯН, президент Мясного Совета ЕЭП, дал «Аргументам недели» ответ на этот вопрос и рассказал о сегодняшнем состоянии российской мясной промышленности, а также о перспективах развития отрасли.
Прогнозы на понижение
Стоит ли россиянам ждать повышения цены на мясную продукцию?
На мясо прогнозы на понижение, если мы возьмём рублёвые цены в оптовом канале, это ещё до переработки, до прилавка, то в сентябре 2014 года цена на мясо птицы была на несколько процентных пунктов выше, чем в сентябре 2015 года. Цена свинины в 2014 и 2015 годах практически эквивалентна, цена говядины выросла на 15%. Почему я говорю о птице в первую очередь, потому что, если речь о совокупном потреблении мяса, птица составляет в рационе потребления около 50%. Очень многие иногда начинают говорить о вырезке и что-то обсуждать. Это то же самое, что, имея огромную страну, много деревень и много сёл, характером одного хутора определять, что происходит в этой стране. Доминирующим продуктом потребления в мясном секторе сегодня является мясо птицы, и это очень хорошо, потому что российская птицеводческая промышленность имеет очень хорошие темпы развития и практически свою программу импортозамещения реализовала. Если не будет резких изменений в макроэкономической ситуации, например, катастрофического изменения цен на нефть, новой волны девальвации рубля, то нет никаких аргументов относительно того, что в следующем году цена на птицу и свинину, что составляет 80% потребления, кроме сезонных колебаний и инфляционных колебаний, будет расти.
Какая доля импорта сегодня присутствует в мясном секторе?
В 2015 году на рынке мяса птицы в России импорт будет составлять около 5 %. В Доктрине продовольственной безопасности сказано, что Россия стремится к 2020 году иметь не более 15% импорта. Теперь сопоставим эти данные: мы получили импортозамещение значительно раньше, в первую очередь, из-за роста птицеводческой промышленности. Второй рынок – это рынок свинины. Свинина составляет 30-32% от уровня потребления мяса в России, и в этом году импорт будет всего 10%. Для сравнения: в 2000 году доля импорта свинины составляла 35%, это означает, что принятые правительством решения в 2003 году, национальные проекты развития АПК, бюджетная поддержка процентных ставок инвесторам АПК, привели к результатам, которые даже превосходят заданные цели. Птицеводство развилось гораздо быстрее, свиноводство тоже. Нельзя этого сказать о говядине, но нужно понимать, что говядина на российском рынке составляет менее 20% потребления. Поэтому говорить о меньшем количестве потребителей в первую очередь, а о большем количестве потребителей во вторую очередь не очень целесообразно.
Как вы оцениваете введённое в прошлом году продовольственное эмбарго?
Тех, кто называют контрсанкциями эти меры, на самом деле нужно поправить. Российское правительство и президент приняли решение не контрсанкционное, а решение ограничения импорта для того, чтобы апробировать и адаптировать экономику, чтобы политические риски и экономические последствия этих политических рисков, которые могут привести к остановке поставок продовольствия, не привели здесь к социальному взрыву.
«Профильная задача сегодня – не увеличение объёмов производства»
Можно ли сказать, что собственное производство мяса практически полностью удовлетворяет сегодня потребности населения?
Отечественное производство составляет уже 95% на рынке птицы, 90% на рынке свинины. Уменьшаются доходы населения, не катастрофически, но в какой-то степени уменьшаются, уменьшается оборот розничной торговли, мы все это знаем. Это означает, что потребление мяса в этот период не может вырасти. Оно либо будет стагнировать, либо в некоторой степени упадёт. Мы приходим в 2016-2017 году к точке, когда собственное производство будет даже лишним. Обычно в таких случаях происходит выход на экспортные рынки, поэтому самой актуальной темой, как ни странно, будет, куда продать.
Как вы оцениваете современное состояние производственной базы предприятий мясной промышленности в целом по России?
Если сравнивать современную Россию с Россией 1991 года, то это, можно сказать, небо и земля. То, что мы имели тогда, кто бы что ни говорил, было архаичным, вынужденным разориться сельским хозяйством, оно было неэффективное, управлялось планово, все цели были искажены, и эта мясная промышленность не могла быть в рыночных условиях устойчива, она полностью должна была разрушиться и полностью восстановиться, это у нас и произошло. Российские птицеводческие и свиноводческие компании по показателям технологической эффективности сопоставимы со средними показателями в странах ОЭСР. При том росте, который мы сегодня наблюдаем в птицеводстве и свиноводстве огромное количество компаний разорились, неэффективные уходили с рынка. Поэтому 85% современных предприятий птицеводческой отрасли – а это высокотехнологические, технически оснащённые предприятия, в свиноводческой промышленности – 75%, там идут пока ещё процессы вытеснения менее эффективных и увеличения доли более эффективных компаний.
Насколько сфера производства мяса в России сегодня зависит от импортного оборудования, кормов и так далее?
В разных отраслях эта зависимость разная. Если мы говорим о птицеводческой отрасли, то она чуть меньше зависит, чем свиноводческая отрасль. Но, в любом случае, новые валютные балансы рубля и иностранных валют, в которых Россия покупает оборудование, генетику, некоторые кормовые ингредиенты, кормовые ферменты, аминокислоты, влияют на себестоимость продукции. Поэтому зависимость есть и основная профильная задача сегодня – не увеличение объёмов производства. Завтрашний день будет говорить о том, что необходимо найти новые, экспортные, рынки сбыта, и второе – увеличить степень локализации мясной отрасли Российской Федерации. Если этого не сделать, то мы всегда будем зависеть от валютных курсов, макроэкономики, и будет ценовая нестабильность, которая может привести к социальной нестабильности. Государство стимулировало производство новых объёмов свинины, птицы и говядины, замечательно, эти планы даже перевыполнены. Сейчас государство должно сказать: «Вы знаете, на новый объём аналогичных продуктов я денег больше не дам, но я дам деньги на те проекты, которые увеличат вашу локализацию. Если вы делаете кормовые ферменты – пожалуйста, ветеринарные препараты – пожалуйста». Обратите внимание, 99.9% чиновников ведомств, которые занимаются аграрным сектором, и лоббистов отраслей, говорят о новых деньгах, которые где-то должны родиться и откуда-то к ним им прийти, но всегда нужно говорит о том, откуда, внутри одной отрасли, целесообразно взять сто рублей, условно, и куда их перевести, чтобы сделать отрасль более эффективной.