Аргументы Недели → Общество № 41(482) от 28.10.15

Школа боя – школа жизни

, 09:16

Представлять Иосифа Линдера – дело непростое. Юрист, экономист, писатель. Один из авторитетнейших специалистов по традиционным боевым искусствам, президент Международного союза боевых искусств (МСБИ), обладатель 10 дана по традиционному джиу-джитсу (дзю-дзюцу) и кобудо и 8 дана по иайдзюцу / иайдо. Начало разговора оказалось неожиданным.

 

- Иосиф Борисович, страна переживает непростое время. Сказывается ли это как-то на деятельности союза боевых искусств?

- Давайте зайдем немного с другой стороны. Кризисы и финансовая нестабильность отражаются, прежде всего, на инвестиционном климате. Проще говоря, становится опасно вкладывать деньги. Даже в торговлю, где очень быстрый оборот. Не говоря уж о производстве, где отдачи, порой, приходится ждать несколько лет. А правила игры меняются чуть ли не каждый день, и велика опасность потерять деньги. Кроме этого, риски, нестабильность – они здорово бьют по психике людей, занятых в бизнесе. Люди находятся под грузом постоянного, ежедневного, ежечасного стресса. Они боятся за свой завтрашний день, боятся, что могут лишиться всего не из-за своих просчетов, а из-за непреодолимых факторов извне. Даже если ты не владелец дела, а наемный менеджер, ты не можешь ничего гарантировать. Вчера ты получал хорошую зарплату, взял ипотеку, особенно валютную, наслаждался новой квартирой и планировал отдых на Гоа. А завтра ты попал под сокращение, выплаты по кредиту выросли вдвое, и ты можешь оказаться на улице. Вечное напряжение, работа сверхурочно. И как следствие – нервные срывы, скандалы в семье, разводы, пьянки по пятницам, чтобы «расслабиться». Идет активный процесс саморазрушения человека.

Может, это прозвучит странно, но в таких обстоятельствах самое выгодное инвестирование – это инвестирование в себя, любимого. Нужно заняться собственным здоровьем, учебой, семьей. В этом плане занятия боевыми искусствами, наверное, идеальный способ вложения. В отличие от чистого спорта или фитнеса, боевые искусства дают не только здоровое тело, но и здоровый устойчивый дух. А главное – они очень здорово развивают психологическую устойчивость. То есть то, что так требуется «белым воротничкам» в период кризиса и непрекращающегося стресса. Плюс дают выход энергии и эмоциям.

Кризисы, рано или поздно, заканчиваются. Но одни придут к этому времени измотанными неврастениками. А другие – сосредоточенными бойцами, сильными и морально отдохнувшими. Угадайте, кто победит, когда будет дан новый старт?

- И что делают «белые воротнички»?

- «Дурная» энергия копится, требует выхода. Люди, постоянно находящиеся в ситуации морального стресса, но не имеющие возможности выплеснуть его физически, ищут способы это сделать. Отсюда популярность экстремальных видов даже не спорта, а способов провести время. Им нужен адреналин. Они гоняются на машинах, прыгают с парашютом, занимаются боксом или смешанными единоборствами. При этом делают это не всегда адекватно, потому что привыкли видеть себя на командных высотах и часто просто не слушают инструкторов. Получают огромное количество травм. В итоге, часто делают только хуже.

- Выход? Нужно идти к проверенному тренеру? Но сейчас такое количество секций…

- Нынешняя ситуация чем-то напоминает конец 80-х. Тогда официальные спортивные власти утратили контроль и ситуация развивалась по принципу «больше сенсеев, хороших и разных». В итоге человек, прочитавший две книжки с картинками на английском языке, который он не знает, открывал собственную школу каратэ, где успешно калечил учеников. Сейчас можно наблюдать нечто подобное. Школы боевых искусств растут как грибы, но кто в них преподает – неизвестно. Массовость всегда ведет к профанации.

- Нет никакого контроля за ними?

- Контроль есть в спортивных секциях. Почти все из них завязаны на федерации соответствующих видов. Попробуйте открыть секцию без сертификата официальной федерации – ничего не получится. Но боевые искусства, особенно традиционные – это не спорт. За ними никто так не следит, пока не случится какой-нибудь беды. Учитывая огромное количество школ и течений, в этой сфере царит полный бардак. Поэтому к выбору школы надо относиться очень и очень тщательно. Какое образование у наставника, есть ли у него вообще право хоть что-то преподавать. Да, есть у тебя очень черный пояс – но вопрос, кто тебе его дал? В нашем Союзе преподают доктора и кандидаты наук, аспиранты. Я за каждого отвечаю. А кто ответит за «сенсея», который открыл школу в бывшей котельной? Он физически развит и амбициозен. Он может научить ломать руки и ноги, но он крайне низко образован, не обладает знаниями по возрастной физиологии, методологии преподавания.

- Человек решил заняться боевыми искусствами. Пришел в школу. Что ему нужно узнать первым делом, чтобы не попасть на такого «тренера»?

- Первым делом – медсправка. Если ее у вас не потребовали, бегите оттуда. Нормальный преподаватель обязан знать здоровье и противопоказания для своих учеников. У одного было тяжелое сотрясение мозга, у другого слабый позвоночник, у третьего давление. Если всем давать одинаковую нагрузку, они либо покалечатся, либо вовсе помрут.

Я могу отвечать только за тех, кто входит в нашу школу. У нас есть свой сайт, там есть телефоны, адреса. Если вы нашли в своем районе школу боевых искусств и решили заниматься или отдать туда ребенка – не поленитесь, позвоните нам, уточните насчет этой школы. Если у них на стене висит красивый сертификат и они ссылаются на наш союз – это еще ничего не значит. Принтеры сейчас у всех есть, напечатать можно что угодно. Позвоните, это не сложно, мы на все ваши вопросы ответим, потому что очень дорожим своим именем.

- У вас есть детские группы?

- Разумеется. У нас группы с пяти лет, под них подбираются более мягкие формы, поскольку мы преподаем не спортивные дисциплины, а боевые. Занятия строятся в игровой форме. Очень поддерживаем, когда дети занимаются с родителями. И дети себя чувствуют уверенней в одном строю с родителями, и родители спокойнее, плюс внутрисемейные отношения это хорошо укрепляет.

- Многие родители считают, что единоборства для ребенка – слишком жестко. Лучше отдать в другой спорт. На футбол, например.

- Какая прелесть. Вообще-то, футбол один из самых травмоопасных видов спорта. Там ноги ломают - только треск стоит. Что еще хочу сказать в пользу боевых искусств по отношению к спорту. К сожалению, в спорте существует такая вещь, как выбраковка. И в футболе, и в борьбе, и в художественной гимнастике во главе угла стоит результат. Медали, кубки, секунды и сантиметры. Соответственно, тренеры тащат к победе перспективных, а остальных оставляют за бортом. А вы представляете, какой психологический шок для ребенка, когда он понимает, что он «второй сорт» и тренеру не интересен? В боевых искусствах тоже важен результат. Но не для тренера, а для бойца. У нас такая ситуация невозможна. Наставник в традиционных боевых искусствах будет тебя натаскивать, даже если ты абсолютно бесперспективен в плане соревнований. Потому что у нас задача другая. Не первое место занять, а воспитать бойца.

- Кстати, насчет бойцов. Насколько полезны восточные боевые искусства в практическом плане? Помогут ваши навыки в кабацкой драке?

- В качестве поединков у нас практикуется окинавский полноконтактный стиль. Это один из самых жестких стилей на данный момент вообще в мире. Полный контакт без защиты, разрешены удары в пах, по суставам, руками и ногами, локтями, коленями. Запрещены только удары по лежащей на полу голове, чтобы череп не треснул. Время поединка – 2-3 минуты, на полу без технических действий не больше 5 секунд. Все очень динамично и жестко. Как вы считаете, такие навыки помогут в обычной драке?

- Думаю, помогут. То есть, боевые искусства не утратили своего прикладного значения?

- Ответ неоднозначный. Даже современные спортивные единоборства вроде того же каратэ в базе имеют технику, предназначенную для работы с холодным оружием – мечом, алебардой и т.п. Старые же школы вообще именно на этом строятся, потому что этим техникам уже пять-шесть столетий. Естественно, сейчас никто по улице с катаной не ходит. Поэтому часть своего прикладного значения они утратили. Именно боевой арсенал сейчас нужен либо для полноконтактных поединков, либо для преподавания сотрудникам спецслужб. Но тут мы приходим к еще одной особенности. Старые школы имеют в своем арсенале тысячи движений или приемов. Ни спортсмен, ни сотрудник спецслужб не может себе позволить изучить в совершенстве их все. Если вы посмотрите на сильных бойцов, то увидите, что у них у всех есть т.н. «коронки», которыми они выигрывают поединки. У чемпиона страны их может быть пять-семь, у чемпиона мира – три-четыре. Но все они должны быть отточены до автоматизма. Тот же, для кого это искусство, может позволить себе изучать сотни и тысячи технических действий. Потому что так он постигает мир, а не защищает свою жизнь. А вообще, для любого спецназовца рукопашка – это скорее метод воспитания стойкости и боевой агрессии.

- Хорошо, вернемся к «белым воротничкам». Это люди часто самоуверенные, индивидуалисты. Наверное, не просто поставить их в общий строй.

- Ни о каком строе нет речи. Мы очень ценим индивидуальность наших адептов. Мы никого не ломаем через коленку. Мы понимаем, что каждый к нам пришел со своей целью, и наша задача помочь ему этой цели достигнуть. А потом мягко направить на новые цели. Кто-то приходит, потому что модно, кто-то хочет научиться ломать руки, кто-то приходит, чтобы найти себя. А есть еще физические и психологические особенности. Да, мы научим человека драться, а потом покажем ему другую сторону боевых искусств. Пусть выбирает.

- В занятиях восточными боевыми искусствами есть одна помеха. Разница менталитетов. Наш менталитет заточен на результат, а восточный – на процесс. Как выходите из этого противоречия?

- Я больше скажу. Есть разница даже в физиологии. Японцы веками сидят на коленях, а мы на стульях. У них иначе развиты суставы и органы кровообращения нижних конечностей. Поэтому мы, естественно, даем адаптированную программу. Базовая подготовка – одна для всех. А дальше начинается индивидуальный подход. Кому-то медитация, кому-то боевые навыки. Но это не значит, что мы потакаем их желаниям. Мы просто ищем их место, даем это место, а потом показываем и другие пути.

- Для этого инструктор сам должен быть очень разносторонне развитым.

- У нас нет инструкторов. Инструктор в армии. Коучинг у нас не в моде. У нас – наставники. Учителя. Кроме «физики» и техники они большое внимание уделяют этическим и педагогическим сторонам занятий. У всех наших наставников огромный опыт. Все они по несколько раз в год проходят курсы повышения квалификации непосредственно у мастеров в Японии. При этом изучаются не только технические действия, но и методики преподавания, философию, психологию. Мы постоянно привозим в Россию японских наставников.

О японских наставниках хочу сказать особо. Чем мы отличаемся от обычных школ самообороны? Тем, что мы даем не приемы, а путь в жизни. Я занимаюсь пятьдесят лет с пятилетнего возраста и намерен заниматься до конца жизни. Я похоронил уже несколько своих японских учителей. Но эти люди ушли из жизни в 94, 96, а один – в 101 год. И сейчас у нас есть наставники, которым далеко за 80, а одному 93 года. И это не трясущиеся старички. Надевая кимоно, они из пожилых японцев превращаются в сгусток живой энергии. Они показывают совершенно уникальные технические действия. Общаясь с ними, ты понимаешь, что общаешься с эпохой. Спорт такого не дает. Именно традиционные школы боевых искусств продляют не просто активное долголетие, но и чистоту сознания, если хотите. Поддерживают целостность человека до глубокой старости. Это – искусство. Искусство жизни. Мы приходим в додзё – зал для постижения пути – не для того, чтобы научиться бить пяткой в ухо. А для того, чтобы полученные знания нести в те социальные сферы, где мы существуем повседневно.

- У вас десятый дан. Это же невероятно круто! Выше просто некуда.

- Да, но это не должно быть предметом восхищения или гордости. Как говорил Брюс Ли – «черный пояс, это очень важный предмет, он поддерживает штаны». Добавлю – на скорость пули он не влияет.

Вообще, систему данов придумал Дзигаро Кано, отец современного дзюдо. При этом мало кто знает, что он по просьбе руководства японской полиции подгонял ее под японскую полицейскую систему рангов, и изначально существовало 12 кю (начальные ступени) и 12 данов. Сейчас почти все пришли к десятидановой системе. А в кэмпо изначально было пять ступеней. Система кэмпо – система кулака. По количеству пальцев. Дэши – ученик. Учи-дэши – ближний ученик. Сэнсей – учитель. И шихан – наставник. И закрывает это все, как большой палец закрывает кулак – ханши или сокэ, глава школы.

- Широко «раскинута сеть» Международного союза боевых искусств?

- Более десятка залов по Москве. А вообще по России у нас более сорока представительств. Так что мы вполне доступны.

- А почему Ваша школа иайдзюцу называется элитным вип-клубом? Там могут обучаться только скромные олигархи, приезжающие на занятия на «Роллс-Ройсе» с личным водителем?

- Нет, конечно. Скорее, это клуб равных по интеллектуальному развитию. Клинок всегда был знаком элиты. И отнюдь не финансовой. Мы стараемся держать этот уровень. Надо иметь в виду, что иайдзюцу как искусство мгновенного выхватывания клинка и нанесения первого удара сегодня фактически не имеет прикладного значения. Никто не ходит по улицам с катаной под мышкой. Это больше медитативная практика. Идеальное выполнение нескольких движений, умение достигнуть полной сосредоточенности, молниеносно принять решение и так же молниеносно его выполнить. То самое, что нужно в работе и жизни тем самым белым воротничкам, с которых мы начали разговор. Но до этого уровня еще надо добраться. И в жизни, и в работе, и в боевых искусствах.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram