Общественность - за возрождение ВгАЗа
24 сентября 2015, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Меняться
под новые условия
Согласно «Большой энциклопедии нефти и газа», обожженные аноды состоят из отдельных блоков, изготовленных из малозольных электродных коксов и прошедших предварительную прокалку при температуре свыше 1200° C. «Выделения из обожженных анодов составляют смесь оксида и диоксида углерода, а выброс смолистых продуктов практически отсутствует», – сообщает справочник. То есть снижение выбросов в случае с производством подобного типа заложено уже в самой технологии – однако это не дает ответа на вопрос: зачем ВгАЗу вообще нужны именно обожженные аноды? Ведь раньше завод работал и без этого.
Как объяснил в своем выступлении генеральный директор алюминиевого завода Юрий Моисеев, «рынок сыграл с нашим производством злую шутку». Два фактора, оказавшихся не временными явлениями, а долгоиграющими препятствиями, вынудили РУСАЛ законсервировать электролиз: во-первых, это неблагоприятная конъюнктура на лондонской бирже металлов (цена на тонну алюминия опустилась ниже отметки рентабельности продукции ВгАЗа), а во-вторых, тарифы на электроэнергию в Волгоградской области стали неподъемными для столь энергоемкого производства. Новое производство даст возможность загрузить простаивающие мощности.
– Хочу подчеркнуть, что наш проект важен не столько для компании РУСАЛ, сколько для региона: его реализация даст бюджету порядка 200 миллионов рублей налогов ежегодно, на стадии строительства мы сможем нанять 1500 человек, а общее число вакансий, которые появятся с началом производства, достигнет 500, – сообщил генеральный директор завода Юрий Моисеев.
Обожженные аноды – технология более современная и востребованная, так что все 104 тыс. тонн в год, согласно проектной мощности нового производства, уже нацелены на конкретного покупателя.
Если все пройдет гладко, то строительство начнется уже в следующем году, а первый анодный блок сойдет с конвейера в конце 2017-го. Однако есть вопрос, который неизбежно беспокоит многих: насколько безопасно такое производство?
Главное -
экологическая
безопасность!
На прошлой неделе, за несколько дней до общественных слушаний, Волгоградский алюминиевый завод посетила экспертная комиссия во главе с проректором ВолгГТУ Владимиром Кабановым, которая оценила проведенную заводом работу по снижению экологических рисков и запланированные мероприятия по экологической безопасности непосредственно на производстве. Результатом работы комиссии стало заключение, озвученное в субботу.
Как сообщила комиссия, проводившая экологический аудит, общее число загрязняющих веществ, которое предполагается с вводом производства обожженных анодов, составляет 58. 19 из них – в настолько незначительных количествах, что необходимости их регламентировать нет. По 39 веществам проведены детальные расчеты, и только 9 из них подлежат нормированию, так как их количество при самых неблагоприятных условиях составляет одну десятую предельно допустимой концентрации (ПДК).
Современ-ные системы газоочистки, уже установленные на предприятии, работают по принципу адсорбции, и их эффективность по летучим органическим соединениям превышает 98,5%, по пыли – 99,5%. Благодаря современным технологиям очистки, общее число выбросов будет в разы ниже, чем во времена работы электролизных цехов. Расчеты проводились при наихудших метеорологических условиях, с учетом работы предприятия на полную мощность – и выбросы вредных веществ всегда находятся в пределах ПДК.
По словам технического директора предприятия Игоря Беспалова, заявленная цифра фильтрации (98,5–99,5%) полностью соответствует действительности: эта технология в действии с 2008 г., и ни разу показатель фильтрации не опустился ниже указанной планки.
– Технические решения при реализации проекта «Производство обожженных анодов» позволяют практически исключить воздействие на водные объекты, поскольку завод обладает замкнутой системой водоснабжения. Воздействие на почву с учетом косвенных факторов в форме осадков оценивается как незначительное – в границах фоновых отметок. При этом изъятия почв из оборота не произойдет. Отходы производства будут размещаться на существующем полигоне, общее их количество составит порядка 4,5 тыс. тонн в год. В основном, это отходы IV и V классов опасности, то есть нетоксичные вещества. Прогнозируемое содержание веществ в атмосферном воздухе не представляет опасности для здоровья населения, – озвучил заключение комиссии заведующий кафедрой «Мелиорация земель и комплексное использование водных ресурсов» ВолГАУ, доктор технических наук, профессор Владимир Лобойко.
«Картошечкой» больше не пахнет
После того, как были заслушаны все доклады – а их набралось около дюжины, от описания принципов производства обожженных анодов до перечисления мер безопасности для рабочих, – президиум во главе с заместителем председателя комитета по промышленности администрации Волгоградской области Сергеем Клименко ответил на вопросы из зала. А в режиме «свободного микрофона» нашлось место и лирике:
– Я не алюминьщик, я просто житель Тракторозаводского района. В «кварт-АЛе», «алюминиевом квартале», где я вырос, жил и весь топ-менеджмент завода. Я помню, как мама говорила иногда, открывая форточку: «Что-то картошечкой запахло!» – значит, работали цеха ВгАЗа, и ветер подул в нашу сторону. На 30 лет я уехал из Волгограда, и вернулся в 2000 году в тот же дом – но запаха «картошечки» больше не слышал никогда. Налицо кардинальные изменения, благодаря которым нам стало легче дышать! – высказался мужчина, представившийся Алексеем.
По словам одного из представителей ветеранской организации, в последние пару лет во дворах стало значительно больше играющих в домино, а «трудовая искорка», ранее горевшая в глазах большинства мужчин, – потускнела. И чтобы эта искорка снова загорелась, а мужчины из дворов вернулись на завод, и хочет население района больше всего – так что слова о снижении выбросов и безопасности нового производства были только дополнительным подспорьем к принятию главного решения.
Секретарям общественных слушаний не пришлось изрядно трудиться, считая голоса: весь зал, где собралось порядка 250 человек, проголосовал фактически за реализацию проекта «Производство обожженных анодов». Дальше дело за финансированием.
Андрей ВОРОШИЛОВ