На вопросы корреспондента «Аргументов недели – СПб» отвечает председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Михаил ЛЕБЕДИНСКИЙ.
- Михаил Евгеньевич, на территории Ленинградской области проживают сегодня представители 141 народа! Расскажите, как в области выстраиваются межкультурные, межэтнические и межконфессиональные отношения?
– Да, население у нас многонациональное, и, хотя более 90% жителей – русские, гармонизации этноконфессиональных отношений уделяется много внимания. Ведь вопросы самоидентификации очень тонкие. Каждый человек не только хочет, но и имеет конституционное право на равные возможности независимо ни от национальной, ни от религиозной принадлежности. Вместе с тем естественным желанием человека является сохранение своего жизненного уклада, который формируется не в последнюю очередь под влиянием национальных и религиозных факторов. И вот здесь наша задача – услышать людей, понять их запросы и организовать взаимодействие всех заинтересованных сторон таким образом, чтобы эти запросы были реализованы.
Именно поэтому мы активно сотрудничаем с национально-культурными автономиями и с общественными, национальными и религиозными организациями – их представители входят в совет при губернаторе Ленинградской области и районные советы по межнациональным отношениям, в состав Общественной палаты. Совместно рассматривая вопросы, связанные с реализацией государственной национальной политики России в Ленинградской области, мы фактически являемся её соавторами.
Кроме того, благодаря такому сотрудничеству мы определяем пути и методы поддержки этнокультурной самобытности наших коренных малочисленных народов и их интеграции в большую ленинградскую семью народов на равных основаниях. Мы ведь не только один из самых многонациональных, но и «самый финно-угорский» регион России. Здесь проживают представители пяти народов финно-угорской группы: вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны и тихвинские карелы. Их всего немногим более семи тысяч человек, и, конечно, требуются дополнительные усилия по сохранению и развитию их языка и традиционной культуры.
– В своё время появление на Свири деревни Мандроги вызвало неслыханный интерес, и она благодаря зарубежным туристам стала известна даже за границей. В мире этнодеревни как центры традиционной народной культуры не новость, а как обстоят дела в вашем регионе?
– Деревня в Верхних Мандрогах – это чисто коммерческий туристический продукт на территории Подпорожского района, хотя история этого места уходит в глубокое прошлое. Издавна на берегу Свири селились вепсы. Здесь проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки, новгородцы развивали хозяйство, по распоряжению Петра Первого шло строительство кораблей российского флота.
К сожалению, во время войны все исторические постройки были уничтожены. Сейчас здесь отстроена русская деревня на полтора десятка изб, несколько музеев русского народного быта, сувенирные магазины, ресторанный и гостиничный комплексы. Для развития туризма в регионе это, безусловно, полезно и хорошо. Однако для нас важно, чтобы этнодеревня как многофункциональный комплекс включала, кроме развлекательной, ещё и культурную, и научную, и познавательную составляющую. Чтобы была ориентирована в равной степени и на туристов, и на носителей культуры.
Понятно, что подобный проект очень дорогостоящий и только за счёт областного бюджета его не потянуть, потому мы изучили опыт других российских регионов и опыт наших скандинавских соседей и теперь работаем над созданием концепции и государственно-частного партнёрства. Стоит ещё добавить, что разработка концепции, проекта и историко-археологического обоснования этнодеревни в Ленинградской области ведётся в русле реализации ФЦП «Укрепление единства нации и этнокультурное развитие народов России».
– Есть ли понимание, на какой территории этнодеревня будет создана?
– Есть несколько территорий, рассматриваемых в этом отношении. Во-первых, в Подпорожском районе есть историческая область компактного проживания вепсов – село Винницы. Там коренное население очень бережно хранит вепсские обычаи и традиции. В Вепсском центре фольклора организована экспозиция народного быта, проводятся экскурсии, работают детский кукольный театр и ткацкая мастерская, организуются мастер-классы по изготовлению куклы-«рванки» и традиционных ржаных пирожков-«калиток». От желающих отбоя нет. А местный фольклорный коллектив «Армас» известен далеко за пределами села, области и даже страны – осенью прошлого года мы организовали его поездку в Испанию, где он стал лауреатом фестиваля-конкурса «Народы всего мира».
Они хотят развиваться, знают – как, и в октябре прошлого года глава региона поддержал их просьбу о расширении центра. Вопрос о строительстве нового помещения центра решён, процесс запущен.
С другой стороны, во Всеволожском районе есть 9 гектаров земли в районе деревни Энколово, где уже много лет проводится областной Сабантуй. Сейчас земля передана областному Дому дружбы – если рассматривать её как площадку для создания компактного этнокультурного комплекса, то стартовые позиции прекрасные. Нужно только понять, как совместить собственно этнодеревню как комплекс традиционных построек с необходимой области крупной концертной площадкой и с перспективой продолжения празднования регионального татарского праздника и того, что в 2017 году Ленинградская область организует у себя Сабантуй федерального уровня.
– Недавно наша газета рассказала о Музее ижорской культуры в деревне Вистино Кингисеппского района. Известно, что власти области работают сейчас над созданием концепции этнокомплекса на Сойкинском полуострове. Каким он вам видится?
– Действительно, мы работаем над созданием концепции этнокомплекса в местах традиционного расселения води и ижор. Планируется объединить процесс создания водско-ижорского этнокомплекса с возрождением храма Николая Чудотворца, построенного в середине XIX века и получившего в народе именование «Сойкинская святыня». Так что равноправным участником процесса здесь выступает Русская православная церковь в лице Александро-Невской лавры.
Нам важно, чтобы в Ленинградской области поддерживалась и развивалась традиционная культура и вместе с тем чтобы она не была закрытой. Обществом востребована этничность не как музейный экспонат, а как живая культурная традиция в разных её проявлениях – от фольклора до национальной кухни. Этноцентры станут опорными пунктами для имеющихся и перспективных проектов, которые власть в союзе с общественностью реализует для сохранения культуры и языка многочисленных народов нашей области и которые, я уверен, органично войдут в состав создаваемого сейчас на территории северо-западного региона культурно-туристического комплекса «Серебряное кольцо» России.