Что будет после того, как мы умрём? Этот вопрос волнует многие народы. Когда человек умирает, его родственники сталкиваются с тем, что покойника нужно проводить в последний путь. О том, как правильно это сделать, до 23 августа можно узнать в Еврейском музее.
В еврейском музее и Центре толерантности проходит выставка «Меж двух миров. Память о человеке и бессмертие души в еврейской культуре».
В традициях еврейского народа большое значение уделяется ритуальным обрядам. Существует погребальное братство Хевра Кадиша («Святая община»), которое занимается проведением похорон и поддержанием порядка на кладбище. Членами братства являются самые богатые и уважаемые люди, так как подготовка покойника к захоронению – это святое дело.
В иудаизме мёртвое тело считается ритуально нечистым. Задача погребального братства – очистить его, перед тем как предать земле. Процесс омовения тела происходит на кладбище, в специальном здании «доме очищения». При омовении покойника используется кувшин объёмом 1017 литров и расческа – символ Хевра Кадиша.
Раньше богатых и знатных покойников везли до кладбища на катафалке. На кладбище лошадь не заходила, так как считается у евреев некошерным животным. Кладбище же – святое место, где происходит переход человека из мира живых в мир вечности. Традиционное название кладбища на иврите – бет-олам (дом вечности). Поэтому еврей, похороненный на еврейском кладбище по правилам, навсегда остается со своей общиной и предками.
В еврейском фольклоре существует представление, что душа неправильно захороненного человека превращается в злого духа, который теряет покой. Диббук – самый известный из злых духов, который может вселиться в живого человека. Изгнать его можно только при помощи молитв или заклятий. Этот персонаж использован в знаменитой пьесе Семёна Анского «Диббук. Меж двух миров» (1916). По пьесе ставились спектакли во многих театрах Америки и Европы. В 1930-х годах она была экранизирована в Голливуде. Ритуальные обряды очень важны для евреев, но не менее важны и обряды поминальные. Мацева, или надгробие, является одним из важных элементов поминального культа. Размеры надгробия зависели от материальных возможностей заказчика, постановлений Хевра Кадиша и местных обычаев. Мацева устанавливалась так, чтобы приходящий на могилу был обращён лицом к Иерусалиму.
До новейшего времени на еврейских надгробиях не вырезалась дата рождения, ведь в Библии сказано, что «день смерти лучше дня рождения» (Эккл. 7:1), но обязательно ставились имя покойного и дата его смерти.
Оригинальное камнерезное искусство сформировалось в начале ХVIII века в Подолии, Волыни и Галиции. Мастера вырезали на надгробиях разнообразные растения и животных, зачастую символизировавших имена усопших. Еврейская традиция запрещает изображение человека. Даже фотографии людей не принято ставить на комод или вешать на стену.
В ХХ веке еврейские художники-модернисты Элиэзер Лисицкий, Натан Альтман, Иссахар Бер Рыбак искали своё творческое вдохновение в изучении резных надгробий. Фотографии и фрагменты которых представлены на выставке.
Сегодня экспонаты, предоставленные Музеем истории евреев в России, позволяют приоткрыть посетителям завесу тайны. Что ждёт человека после последнего вздоха? И что есть конец, а что начало? Узнав о смерти и традициях захоронения, посетители наверняка захотят узнать и о жизни еврейского народа.