По Подмосковью текут реки из нечистот
6 августа 2015, 14:25 [«Аргументы Недели», Чингиз Бурнашев ]
Авария на Фенинском канализационном коллекторе в подмосковной Балашихе обернулась настоящей экологической катастрофой. Сотни тысяч кубометров нечистот попали в реки Чернавка и Пехорка и достигли Москвы-реки, из которой они попадут в Оку, а потом и в Волгу.
Новая дыра в старой трубе
На минувшей неделе в квартале Акатово города Балашиха произошла крупная авария. Канализационный коллектор прорвало так сильно, что фонтан из нечистот бил на 2-3 метра вверх, а затем тонны продуктов жизнедеятельности человека устремились прямиком в реки Чернавка и Пехорка. Чтобы остановить смердящий поток, пришлось полностью перекрыть водоснабжение, в результате чего более 250 тысяч жителей Балашихи остались без холодной и горячей воды. Но даже после того, как аварийные службы объявили об устранении поломки, фекальные потоки ещё несколько дней продолжали выливаться из коллектора и, по словам очевидцев, уже достигли Жуковского, где река Пехорка впадает в Москву-реку. Сама же Пехорка превратилась в «зловонное болото».
«Здесь за пять дней в Пехорку утекло уже 200 тысяч кубометров. 200 тысяч кубометров — это что такое? Это то, что мы ходим в туалет, моем руки, моем посуду, стираем белье, то есть вот эта огромная бытовая химия и биология большого города, она сейчас напрямую впадает в Волгу», — говорит эколог Анатолий Баташев.
Фенинский коллектор связывает города Королёв, Балашиха, Железнодорожный и Ногинский район с Люберецкой станцией аэрации и является одним из самых проблемных и устаревших в Подмосковье. Аварии здесь на разных участках случаются регулярно.
Ещё в 2004 году на заседании штаба оперативного реагирования на обращения и жалобы жителей Московской области, где обсуждали текущее состояние канализации Подмосковья, пришли к выводу, что Фенинский коллектор нуждается в ремонте, а частые аварии связаны с высокой степенью изношенности труб и превышением норм нагрузки на них.
В 2007 году Фенинский коллектор попал в перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счёт средств бюджета. Но тогда «в целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Московской области» средства были выделены только на ремонт некоторых участков канализации. Однако существенно ситуацию это не изменило, и аварии продолжались.
После двух аварий на всё том же участке коллектора в районе Акатово, случившихся в апреле этого года, общественная организация «Региональный центр общественного контроля Московской области» (РЦОК МО) попыталась достучаться до подмосковных властей с просьбой организовать круглый стол по проблемам экологии в Акатово и по вопросам законности строительства очистных сооружений группы компаний «Мортон», но получили отказ.
«14 июля мы получили ответ от заместителя руководителя администрации Балашихи Николая Скорохода, где он отказал нам в проведении мероприятия, притом что Воробьёв дал указание круглый стол собрать», – рассказала российским СМИ председатель правления РЦОК МО Наталья Галл.
Сотни миллионов рублей – ущерб экологии
Стоит сказать, что у местных жителей есть конкретные претензии к очистным сооружениям ГК «Мортон». По их утверждению, сооружения расположены в черте населённого пункта, что является нарушением федерального закона об охране окружающей среды, сам проект очистных сооружений «Мортона», по словам жителей, не прошёл обязательную государственную экологическую экспертизу и публичные слушания, а способ обработки сточных вод, который применяют там, не позволяет полностью очистить сбросы от азота и фосфора. Тем не менее, уже запланировано строительство второй очереди очистных сооружений.
«Надо сказать, что перед выборами губернатор Андрей Воробьев пообещал, что второго этапа строительства не будет, деньги, запланированные на строительство второго этапа, пойдут на реконструкцию: сделают систему закрытого типа, поменяют технологию очистки и так далее. Однако на открытии очистных сооружений, вопреки обещаниям губернатора, застройщик, рассказывая о применяемых современных технологиях, заявил о строительстве второй очереди.
Мы понимаем, что назад повернуть трудно, уже вложены огромные деньги. Но мы хотим, чтобы губернатор выполнил свои обещания. Чтобы с территории жилого квартала Акатово убрали коллектор, вывели сброс сточных вод, сделали систему очистных сооружений закрытого типа, внедрили обещанные современные технологии очистки», – комментирует ситуацию эксперт-консультант Общественной палаты городского округа БалашихаБорис Горюнов.
В начале июня на том же участке коллектора в районе Акатово произошла очередная авария. После нового потока жалоб жителей района Министерство ЖКХ Московской области решило всё-таки модернизировать очистные сооружения «Мортона» и реконструировать канализационный коллектор Балашиха – Железнодорожный. Правда, обозначить дату начала работ и даже сроки проведения конкурса в министерстве не смогли. И вот, не прошло и месяца, как новая авария и уже более крупная. Сумму вреда, причинённого экологии, ещё предстоит определить, этим займётся Министерство экологии и природопользования Московской области, но, по предварительным оценкам ведомства, ущерб составит несколько сотен миллионов рублей.
Местные жители уверены, что аварии происходят из-за застройки Балашихи многоэтажными домами, которая идёт небывалыми темпами. Коллектор проложен чуть больше полувека назад и морально устарел, он просто не выдерживает нагрузок. И чем больше многоэтажек будет подключаться к нему – тем больше будет аварий и тем больший вред природе будет нанесён. От очистных сооружений ГК «Мортон», одного из главных застройщиков Балашихи, толку не будет, если сами трубы изношены. Ясно, что замена труб на участке в Акатово, на которую из муниципального бюджета обещали выделить 150 миллионов рублей, ни к чему существенному не приведёт, прорывы будут происходить на других участках. Латать дыры уже бесполезно, и чтобы справиться с проблемой и наладить нормальную работу канализации, необходимо полностью заменить все трубы коллектора. Однако, по словам Андрея Воробьёва, власти Подмосковья не могут найти источник финансирования. Но если бездействовать и дальше, то на устранение последствий будущих аварий уйдет гораздо больше денег, чем требуется сегодня на модернизацию.
.