В Иркутской области фактически стартовала кампания по досрочным выборам губернатора Иркутской области. Голосование состоится в единый день – 13 сентября 2015 года. Для действующего врио главы области Сергея Ерощенко избирательная пора началась со скандалом. Не успело местное отделение партии «Единая Россия» выдвинуть его на выборы, как выяснилось, что господин Ерощенко может состоять в другой партии, а его рейтинг в крупных городах на низком уровне.
Из олигархов в губернаторы
О том, что в Иркутской области будут назначены досрочные выборы губернатора, стало известно в ночь на 13 мая. Президент Владимир Путин, заслушав отчёт губернатора Сергея Ерощенко, с формулировкой: «Вы работаете три года, у вас ещё два года есть. Зачем вам это нужно?», отправил губернатора с приставкой врио на выборы. Стоит отметить, что для российской государственной машины Сергей Ерощенко – человек чуждый. Во-первых, это последний губернатор, назначенный президентом, во-вторых,Ерощенко – первый чиновник регионального масштаба, утверждённый на столь высокую должность после скандального выхода из партии власти – «Единой России». При этом владелец крупного бизнес-холдинга «Истлэнд» в 2011 году был доверенным лицом олигарха Михаила Прохорова, основного конкурента Владимира Путина на выборах президента.
Для многих, в том числе и видных единороссов, назначение Сергея Ерощенко на должность стало полной неожиданностью. В кулуарах партии поговаривали, что могли бы предложить президенту и более достойную кандидатуру. Однако региональных партийцев никто не спрашивал, им предложили спорную кандидатуру Сергея Ерощенко утвердить, что послушное единороссовское большинство и сделало. Ситуация повторилась и в 2015 году, когда после больше похожего на фарс внутрипартийного голосования 9 июня конференция регионального отделения ЕР выдвинула беспартийного врио губернатора Сергея Ерощенко на выборы.
– Начнём с того, что у Ерощенко был странный реверанс с выходом из «Единой России». Всё делалось так, чтобы ухода никто не заметил. Благодаря этому мы увидели, чего он на самом деле хочет – получить выгоду для бизнеса. Приход Ерощенко в «Правое дело» был результатом сложной комбинации – он шёл через третьи лица. По имеющейся у меня информации, Сергей Ерощенко вышел на Чемезова – друга его покойного брата. Тот его кандидатуру, скорее всего, предложил Прохорову. Это был верный ход, потому что на тот период времени вся структура «Истлэнда» была в застое. В «Единой России» он ничего не «высидел», поэтому решил выскочить из одной партии и запрыгнуть в другую. Нужно понимать, что вообще вся его деятельность завязана на интересах его компании. Всё остальное – это антураж. Поэтому периодически меняющиеся политические симпатии к той или иной партии для Сергея Ерощенко – это способ укрепить бизнес-империю, обогатиться. Это нормально для психологии коммерсанта. При этом отчётливо было видно, что проект «Правое дело» долго не проживёт, так как весь он был выстроен на деньгах. Что касается сегодняшней ситуации, когда «Единая Россия» поддержала Ерощенко в качестве кандидата в губернаторы, то это не что иное, как обыкновенная беспринципность партии власти, – отметил иркутский политолог Сергей Ильин.
Подножка на старте
Однако, как оказалось, главный претендент на губернаторское кресло оказался не совсем свободен от партийных уз. Выяснилось, что в 2011 году, уходя из партии «Правое дело», председателем регионального отделения которого был больше полугода, Сергей Ерощенко забыл написать заявление о выходе. Это подтвердил исполняющий обязанности председателя ИРО ВПП «Правое дело» Антон Кудрявцев.
«В архивных документах, переданных после моего назначения в 2015 году и.о. руководителя Иркутского регионального отделения ВПП «Правое дело», заявления о выходе из членов партии «Правое дело» гражданина Ерощенко С.В. не числится. Последним документом, касающимся гражданина Ерощенко С.В., является решение о сложении Ерощенко С.В. полномочий руководителя регионального отделения ИРО ВПП «Правое дело», – ответил на запрос СМИ руководитель иркутской ячейки ПД.
Фактически, на основании Устава ВПП «Правое дело» Ерощенко до сих пор является членом партии. А это ставит крест на его выдвижении от партии «Единая Россия», которой уставом запрещено выдвигать на выборные должности членов другой партии. Возникает и другой вопрос: каким образом Сергей Ерощенко был выдвинут первым номером в региональной группе партии «Единая Россия» на выборах в Законодательное собрание Иркутской области в 2013 году. В региональной избирательной комиссии нам не удалось оперативно получить комментарий, подавал ли Сергей Ерощенко справку о членстве в партии при регистрации документов.
В федеральном комитете партии «Правое дело» на вопросы о членстве Ерощенко пообещали ответить. Но, взяв телефон журналиста, так и не перезвонили.
«В том случае если врио губернатора поступил с «Правым делом» так же, как в своё время и с «Единой Россией», уйдя по-английски, возникает удивительный правовой конфуз. Сергей Ерощенко во второй раз не стал вступать в ЕР, но партия, забыв былые обиды, провела праймериз и выдвинула врио кандидатом в губернаторы. Если выяснится, что Сергей Владимирович до сих пор официально числится членом «Правого дела», то решение о выдвижении кандидата придётся аннулировать – согласно уставу ВПП «Единая Россия», член другой партии не может быть выдвинут данной политической партией на какую-либо выборную должность. И уж тем более если речь идёт о выдвижении на пост губернатора. Если же партийцы найдут какую-нибудь лазейку, чтобы списать оплошность с продолжающимся членством врио губернатора в «Правом деле», то, вне всяких сомнений, последуют судебные разбирательства о снятии кандидата от партии власти. Тем более что подобные прецеденты в истории современной России уже были», – уверен политолог Сергей Беспалов.
Рейтинг невысокого полёта
Пока политическая ситуация в области начинает бурлить, экономическая, наоборот, уходит в стагнацию. Так, по информации Иркутскстата, в регионе с января по май этого года объёмы промышленного производства выросли на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если учесть, что на первую половину 2014 года случился пик экономического и политического кризиса и сравнить данные со стабильным 2013 годом, то можно будет фиксировать если не падение, то стагнацию точно. При этом прирост даёт добыча полезных ископаемых, а вот в добыче металлических руд, выпуске продукции текстильного и швейного, кожевенно-обувного производства, производстве нефтепродуктов – спад на 6–20%.
При этом, по данным регионального министерства финансов, идёт серьёзный недобор в бюджет налога на доходы физических лиц. При этом крупные компании заявили о переплате 7 миллиардов рублей по налогу на прибыль в 2014 году. Эту переплату бюджет должен будет вернуть, что может привести к сокращению целого ряда программ.
Эта ситуация серьёзно влияет на настроения людей. Так, в ходе опроса, проведённого компанией «Регион-Рейтинг»,выяснилось, что по сравнению с 2011 годом в два раза – до 42% выросло количество граждан, готовых к протестным действиям. К этому людей подталкивают высокие цены на питание, лекарства, услуги ЖКХ, неопределённость в их будущем.
При этом положительно деятельность губернатора оценивают только 36% иркутян, а голосовать за него готовы и вовсе только 24% жителей Иркутска. Схожая ситуация в Братске, где рейтинг главы области едва дотягивает до 30%, а в Ангарске его поддерживают только 34% избирателей.
В этой ситуации шанс на победу появляется у лидера региональных коммунистов Сергея Левченко, который может собрать протестные голоса избирателей и, как минимум, свести выборы ко второму туру, а то и вовсе их выиграть.