Как общую, и всем понятную, озабоченность о мире, вынести на уровень политических решений?
Сколько существует человечество, перед ним стоят вечные вопросы. Человек во все времена всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живёт, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть? Сумма всех этих вопросов и ответов образуют некое общее мировоззрение, которое играет особую, очень важную роль в жизни, во всей деятельности людей.
Английский философ Б. Рассел в «Истории западной философии» формулирует «вечные вопросы философии» так: «Разделён ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чём он состоит и как мы его можем достичь?».
Проблема единства мира, проблема человека, проблема свободы и многие другие «вечные вопросы» получают своё решение в каждую эпоху в соответствии с уровнем достигнутых знаний и культурными особенностями.
Одним из таких вопросов, стоящих перед человечеством, являются вопросы войны и мира. Иммануил Кант рассуждал об этом в трактате «К вечному миру», опубликованном им ещё в 1795 году. Удивляет в этой работе даже не теоретическая чёткость формулировок двухсотлетней давности об условиях сохранения мира на Земле, но, прежде всего, практическая востребованность нынешним временем буквально каждого положения этой сравнительно небольшой работы.
Вопрос о преодолении войны сейчас, в условиях накопления оружия невероятной мощности, разрастания локальных конфликтов настолько обострился, что, как нам кажется, нет проблемы более значимой для осмысления, чем эта.
На первый взгляд, задача эта относится к социологии и мало пересекается с глубинными категориями философии. Но в той же своей работе Кант делает такое замечание: «Нельзя ожидать, чтобы короли философствовали или философы стали королями... Но короли или самодержавные народы... не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, а дать им возможность выступать публично. Это необходимо и тем, и другим для внесения ясности в их деятельность».
Второй момент, который после некоторых размышлений удивил нас, – это то, что участие философии в проблематике «Вечного мира», внесение в этот вопрос той самой «ясности», мягко говоря, в настоящее время, не очень публичное.
В то же время, каждое «нарушение» мира, так или иначе, обосновывается воинствующими деятелями, причём, чаще всего, с привлечением каких-либо «философских» концепций.
Как сделать людей невосприимчивыми к разного рода «абсолютным идеям», ради которых они готовы воевать до «всеобщего кладбища»? Какая роль в процессе этого излечения может принадлежать философии и как она (философия) могла бы эту свою роль сыграть?
Думается, этому может послужить «Форум Мира», на трибуне которого философы и «правители» могли бы обменяться мнениями и достичь понимания в этой ключевой проблемы дня.
Валентин СТЕПАНОВ
http://forum2012bv.wix.com/pease-forum