В июле тарифы на электроэнергию для городских предприятий Петербурга могут резко подскочить, что неминуемо отразится на жизни простых горожан. В Смольном пытаются тарифный рост сдержать, но теряющее миллиарды рублей «Ленэнерго» настаивает на своём.
Есть такая организация – Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая отслеживает тарификацию в разных сферах и отраслях. Именно туда, в ФСТ, пару месяцев назад обратилось руководство «Ленэнерго». Суть обращения в том, чтобы этим летом плату за передачу электроэнергии у нас в городе поднять не на 10%, как планировалось ранее, а на 30% или даже на 50%! И ФСТ пошло электросетевому монополисту навстречу. Почему?
Оказывается, в прошлом году Смольный неправильно рассчитал нынешний тариф: взял за основу заявленную мощность (5200 МВт) вместо фактической, которая не превышает 4600 МВт. В результате «Ленэнерго» стало терять деньги, причём большие – миллиарды рублей. Сетевики пожаловались в ФСТ, и служба распорядилась тарифы пересмотреть. В Смольном свою ошибку признали и согласились её исправить, но не в тех величинах, в каких требует монополист.
ОАО «Ленэнерго» предложило два варианта увеличения ставок. Первый сводится к тому, чтобы увеличить ставки один раз – либо в мае, либо в июле. Если плата за передачу электроэнергии вырастает в мае, то рост составит 30%, а если в июле – то уже 50% («Ленэнерго» настаивает, что каждый месяц работы по старым тарифам якобы увеличивают объём недополученной выручки, поэтому такая разница – 30% и 50%). Второй вариант предусматривал увеличение платы в два этапа – и в мае, и в июле. Но в любом случае рост тарифа должен стать, по версии «Ленэнерго», в разы большим, чем планировалось ранее, то есть не на 10%.
В городском правительстве понимают, что резкий скачок вызовет массу недовольства, и потребители будут просто шокированы. Поэтому чиновники пошли на уступки и тарифы пересчитали: с 1 мая плата за мощность поднялась на 20%, при этом стоимость 1 кВт/ч осталась прежней. В «Ленэнерго» эту корректировку считают недостаточной.
Кто виноват в возникшей ситуации? На самом деле, виноваты все. В Смольном, в профильном комитете настаивают, что ошибка с тарифами возникла в прошлом году не просто так, а в том числе из-за давления и противоречивых требований той самой ФТС. В «Ленэнерго» винят в своих бедах и Смольный, и федеральные власти, которые ещё в 2011 году навязали компании успешно применяемую в развитых странах систему тарифообразования RAB (это когда в тариф закладываются проценты по кредитам и плата за использование инвестиционного капитала). Но так ведь то в развитых странах, а у нас, как известно, особый путь... Одним словом, не прижилась в «Ленэнерго» система RAB и привела лишь к росту долгов.
Ситуация в компании критическая. Трудности возникли в том числе по вине прежнего руководства (оно в конце 2014 года поменялось), которое, как известно, держало деньги в ненадёжном банке «Таврический». Возможно, топ-менеджеры «Ленэнерго», полагаясь на этот банк, преследовали не только корыстные цели, но какая разница, если на счетах в «Таврическом» зависло не менее 16,5 млрд рублей, а они монополисту сейчас очень бы пригодились. Частично средства удалось вернуть, об этом сообщила в апреле пресс-служба государственного холдинга «Россети» (управляет «Ленэнерго»). Деньги, а речь идёт о 7 млрд рублей, направят на обеспечение надёжности электроснабжения потребителей, на инвестиционные программы и технологическое присоединение, пояснили в «Россетях».
Однако всех проблем этот частичный возврат не решит. Чистый убыток ОАО «Ленэнерго» по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) за I квартал 2015 года вырос в 4 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года – с 324 млн до 1,3 млрд рублей. Чистый долг «Ленэнерго» тоже увеличился на 15,9 млрд – до 41,9 млрд рублей. Дебиторская задолженность за три месяца подросла с 12,5 до 13,1 млрд руб., краткосрочная кредиторская задолженность – с 32,5 до 36,1 млрд рублей.
Тем временем электросетевого монополиста решили спасать. Известно, что главы «Роснефти» и «Интер РАО» Игорь Сечин и Борис Ковальчук специально обратились к президенту РФ Владимиру Путину по поводу «Ленэнерго». Суть их обращения сводилась к тому, чтобы провести докапитализацию «Ленэнерго» на 30 млрд рублей за счет средств «Роснефтегаза» (на его счетах на конец года было 85,8 млрд рублей). Будет проведён ряд сделок, в результате которых 52% акций «Ленэнерго» перейдёт под контроль другой структуры «Россетей» – МОЭСК («Московская объединённая электросетевая компания»). Спасительные маневры собираются провести до 1 октября. Но до 1 октября надо ещё дожить и заодно решить вопрос о повышении тарифов. Решать его будут в ближайшие дни.
В любом случае рост тарифов с 1 июля произойдёт. И кому же придётся за всё платить? Ответ очевиден – конечному потребителю, в первую очередь городским предприятиям. На крупнейших из них, таких как «Силовые машины», «Обуховский завод», «Звезда», плата за электроэнергию часто превышает 60% всех затрат на коммунальные услуги. Понятно, что промышленники перспективе увеличения тарифов не рады, но беспокоиться нужно не только им.
Несмотря на то что рядовые горожане защищены законом, не позволяющим поднимать плату за коммунальные платежи больше, чем на 9,5% в год, им тоже придётся пострадать, ведь величина тарифов неминуемо отразится на остальных ценах, а рост издержек на предприятиях может повлиять на размер зарплат.