Вот и 1 апреля – праздник «никому не верю». Как-то совпало, что прошёл год с момента начала очередного раунда борьбы за истинный отечественный «региональный» лайнер Ил-114. Десятилетие промчалось с момента незапуска в массовое производство 102-местного Ту-334 в Казани. Год, как отсутствуют на рынке серийные модернизированные Ту-204СМ из Ульяновска, – их Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) просто не строит, вопреки полученным заказам. МАКС-2015 на носу – опять будут рассказывать сказки? На прошлом аэрокосмическом салоне два года назад, помнится, в присутствии замминистра промышленности и торговли Юрия Слюсаря и генерального директора лизинговой компании «Ильюшин финанс» Александра Рубцова был подписан протокол о намерениях по поставке пяти самолётов и об опционе ещё на пять самолётов Ту‑204СМ для «ВИМ-Авиа». Сегодня Ю. Слюсарь сменил на посту президента ОАК М. Погосяна, а этих самолётов как не было, так и нет. Но продолжаются судорожные и капиталоёмкие телодвижения вокруг и около лайнера «Сухой Суперджет 100».
Долги Погосяна оплатит налогоплательщик
Но сначала стоит озвучить одну любопытную информацию. На днях руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько,образно говоря, грохнул кулаком по столу и потребовал от «Саратовских авиалиний» привести аэродром в порядок, чтобы появилась возможность принимать «Сухой Суперджет 100». Как пишут местные СМИ, аргументы представителей «Саратовских авиалиний», что в Саратове отсутствует техническая возможность приёма воздушных судов этого типа, руководством Росавиации приняты не были. Удивляет другое – в Саратов прекрасно летали отечественные лайнеры Як-42, Ту-134 и другие. Чтобы принимать достаточно нежный самолёт бразильского производства Эмбраер (Embraer)-195,в ремонт взлётно-посадочной полосы (ВПП) и инфраструктуры аэропорта уже вложили четверть миллиарда рублей. А ещё более нежному «Суперджету» и этого ремонта мало – для получения «прописки» в Саратове требуется дополнительно вбухать в ВПП и рулёжные дорожки ещё 150 млн рублей. То ли самолёт сахарный, то ли его конструкторы аховые – двигатели в 40 сантиметрах от земли накладывают ограничения. Видимо, правду говорят про то, что лишь 5% российских аэропортов способны принимать детище Погосяна. Сколько же тогда денег потребуется, чтобы «Суперджет» стал для страны на самом деле региональным авиалайнером? Не счесть. Но, похоже, для спасения реноме ОАК (производителя самолёта), лично Погосяна и его главного подельника министра промышленности и торговли Дениса Мантурова региональным властям будут выкручивать руки и требовать от тощих бюджетов раскошелиться на реконструкцию аэродромов.
Есть также подозрение, что президента России В. Путина эта компания единомышленников опять вынуждает платить по чужим долгам. В пятницу Владимир Путин заявил, что на совещании по поддержке гражданского авиастроения решено выделить ОАК 100 млрд рублей: «По сути, приняли решение опять докапитализировать нашу гражданскую составляющую по авиации, ОАК наш, ещё на 100 миллиардов рублей». Президент особо подчеркнул, что сегодня гражданская авиация не менее важна, чем военная: «Гражданская часть авиастроения всегда в Советском Союзе немножко была на втором месте после боевой авиации, а нам нужно развивать гражданскую часть, они должны развиваться вместе».
Вместе – это хорошо! Мы совершенно искренне гордимся знаменитыми на весь мир «Су» и «МиГ». МиГ-15 ещё во время Корейской войны показал ВВС США, кто в небе хозяин. Но вот что настораживает: 100 миллиардов пойдут не на организацию производства отечественных авиалайнеров «Ту» и «Ил», не на поддержку их продаж в авиакомпании, а отправятся прямиком в закрома известного поглотителя бюджетных средств. Снова на «Суперджет», или, как его назвали журналисты, «кукушонка» российской авиации, – подразделение ОАК «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) успешно освоило и «переварило» практически все средства, выделенные на гражданское авиастроение по госпрограммам. И выкинуло из родительского «гнезда» все остальные готовые к производству типы самолётов, попутно наделав долгов под сказки о «внебюджетном финансировании проекта». Сейчас долг ГСС перед кредиторами достиг астрономической суммы в 1 млрд 750 млн долларов, как раз те самые 100 млрд рублей.
Бездельники или саботажники?
Видимо, узнав, что Россия будет и дальше нести тяготы «суперджетостроения», верные партнёры ОАК из Франции заявили о готовности прильнуть к бюджетным рекам. Накануне Дня дурака президент авиакосмического салона «Ле Бурже» Эмирик Дарсимоль заявил: «Мы примем участие в модернизации российской авиационной отрасли. Есть проект сотрудничества по модернизации самолётов «Сухой Суперджет 100». Раз пошли такие заявления, значит, наши чиновники опять затянули старую песню – «заграница нам поможет». Как это понимать, когда страна живёт под международными санкциями и французы в них играют одну из главных скрипок? Правда, при общении с нашими функционерами французы застенчиво спихивают ответственность за участие в санкциях на Берлин, Вашингтон и евроатлантическую солидарность. Тут подкрадывается именно то, о чём «Аргументы недели» предупреждали давно: делать ставку на иностранные комплектующие для отечественных самолётов, как минимум, недальновидно. А как максимум – преступно. Вынужден, чтобы не быть обвинённым в предвзятости, сослаться на издание «Коммерсантъ»: «французские поставщики Snecma и Thales испытывают трудности с закупкой американских компонентов для двигателя и авионики SSJ-100 соответственно: «В США считают эти детали продукцией двойного назначения, а ОАК в основном производит военную технику», – поясняет источник издания. Следует добавить – «импортозаместить» на «Суперджете» около 80% импортных комплектующих не получится, для этого надо проектировать и строить совершенно другой самолёт.
Сейчас на Ближнем Востоке разгорается глобальный военный конфликт. Россия, даже не будучи втянутой в него напрямую, совершенно очевидно, находится на стороне противников США и их союзников, в первую очередь Сирии. Следовательно, скорее снимут санкции с Ирана, чем с Москвы. Да и Киев не спешит выполнять Минские соглашения, значит, впереди новые обвинения в адрес России. А Россия продолжает беззаботно финансировать «Суперджет», фактически полуиностранный проект. В то время как сотни российских предприятий с июля прошлого года замерли в ожидании заказа для запуска в производство вполне себе отечественного Ил‑114. Все же слышали, все же знают, тогда, в июле, сам президент В. Путин сказал – надо делать. А в ответ из Минпромтога и ОАК – гробовая тишина. Правда, в аппарате Полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича и Военно-промышленной комиссии жизнь наблюдается: там рубятся руководители трёх регионов за право строить Ил-114. Казань, Самара, Нижний Новгород мечтают заполучить для своих авиазаводов право финишной сборки этого самолёта. Выходит, не всё потеряно. Но сколько ещё ждать?
МАКС-2015 станет последним?
Советник генерального директора ОАО «Авиасалон» заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев поделился новостью – в этом году впервые за всё время проведения аэрокосмических салонов ожидаются многомиллионные убытки. Санкции здесь ни при чём. Просто хорошо отлаженная за два десятилетия система дала сбой. Всё просто – в 2008 году было создано ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия». И туда в бессрочное и безвозмездное пользование передали 242 гектара государственной земли аэродрома «Раменское», которые числились за ЛИИ им. М.М. Громова. В том числе и 42 гектара выставочного комплекса МАКС вместе с павильонами, шале и остальной инфраструктурой. И в ТВК «Россия» за неимением других дел и источников доходов не придумали ничего лучше, чем обложить данью (арендной платой за землю) «Авиасалон». Были на своей земле, а теперь на чужой – платите! В прошлом году выставили счёт 57 млн рублей. Для «Авиасалона» это огромные деньги. Организация зарабатывает их раз в два года – в дни проведения МАКС, а потом постепенно тратит на строительство и организацию инфраструктуры, подготовку следующих форумов. После того как «Авиасалон» совершенно неожиданно остался с недвижимостью на «чужой» земле, развитие инфраструктуры МАКС остановилось, здания понемногу ветшают.
Парадокс в том, что и ТВК «Россия», и «Авиасалон» (51%) входят в одну госкорпорацию. Получается, деньги из одного государственного кармана перекладываются в другой, генерируя убытки. Вот Магомед Толбоев и бьёт в колокола, даже эмоционально, напрямую, как доверенное лицо, обращался к президенту В. Путину: «По результатам всей этой деятельности авиасалон уже банкрот!» Президент обещал поддержку. Но пока всё по-прежнему. То, что предлагает Толбоев сегодня, – это передать контрольный пакет «Авиасалона» в ведение Федерального агентства по имущественным отношениям, обеспечив тем самым «государственную крышу» МАКСу. Закрепить за выставочным комплексом землю, на которой он стоит. И главное, контроль за проведением МАКС передать администрации президента России. Чтобы МАКС приобрёл статус президентского, каковым он, по сути, и является. МАКС – всегда событие международного масштаба. Жаль терять.