> «Мало не мешать, надо еще помогать бизнесу» - Аргументы Недели

//Общество

«Мало не мешать, надо еще помогать бизнесу»

17 марта 2015, 18:22 [ «Аргументы Недели» ]

pronowosti.ru

О том, как это сделать, мы говорим с председателем Тульского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Михаилом Григорьевичем Глуховым.

АН: Михаил, Вы два года возглавляете Тульское региональное отделение ОПОРЫ РОССИИ. Какие задачи вы ставили перед собой и что удалось воплотить в жизнь?

М.Г. Два года назад мы, в основном, говорили о развитии инфраструктуры города, и чтобы бизнесу был показан вектор развития В начале у нас был создан Бизнес-ХАБ Тульской области. Эта идея родилась и была предложена ОПОРОЙ РОССИИ. Сейчас это вылилось в открытие «Центра поддержки предпринимательства», появился «Бизнес-инкубатор» для начинающих предпринимателей.  Все это элементы инфраструктуры поддержки бизнеса. Сейчас мы на всех площадках работаем над тем, чтобы каждый элемент улучшить, сделать максимально приемлемыми для бизнеса, для нашего региона и, можно сказать, для страны в целом. Каждый рубль, который мы вкладываем в бизнес в виде предоставления гранта или субсидии, должен отразиться на улучшении состояния бизнеса. Предприниматель, конечно, потратит деньги на свое усмотрение, но мы должны знать сколько он создал рабочих мест, как это повлияло на валовый внутренний продукт региона, то есть сейчас мы пытаемся совершенствовать работу всей этой уже созданной инфраструктуры. Сейчас приходят молодые предприниматели, которые настроены на то, чтобы создать свой бизнес за счет государства. Это, конечно, плохо, но они молодцы, их где-то этому учат, они креативно мыслят. Наша задача, чтобы такие предприниматели отчитывались, и чтобы инфраструктура улучшалась.

Предвосхищая ваш вопрос по поводу вектора развития малого и среднего предпринимательства, скажу, что мы сейчас занимаемся разработкой МСП стратегии для всего Тульского региона. Команда работает та же, которая разрабатывала стратегию развитию Тулы. Это региональный Центр ЛИНК, клуб «Стратегия» и ОПОРА РОССИИ подключилась. Заседания проходят в рамках открытого клуба при комитете по предпринимательству Администрации города. Это предложение было инициировано предпринимателями, они и будут сами тратить на это ресурсы, в частности, самый дорогой ресурс – время. Мы обратились к Губернатору Груздеву, я лично с ним разговаривал, и Владимир Сергеевич стал формальным заказчиком этой стратегии, и сейчас рабочая группа действует в рамках развития инвестиционной привлекательности региона.

АН. Основные направления экономического развития Тулы – это создание промышленных зон, промышленных парков, но для малого бизнеса это довольно сложно.

М.Г. Вот и задача – выявить и показать  малому бизнесу, где он должен быть, где ему будет комфортно и где его хотят видеть органы власти. Малый бизнес действует там, где не будет работать крупный бизнес. Это социально ориентированный бизнес, который решает все остальные проблемы. «Туламашзавод», например, не будет решать социальные проблемы бабушек, а малый бизнес - будет. Заполнить промежутки и связи между крупным бизнесом – это задача малого бизнеса.

АН. Михаил, Вы сказали, что представители МСП могут получать гранты, субсидии и другие виды поддержки. Они для этого должны вступить в ряды ОПОРЫ РОССИИ? Что дает предпринимателям членство в вашей организации?

М.Г. Никаких преимуществ предпринимателям членство в нашей организации, конечно, не дает. Любой человек от 18-и лет, не обязательно предприниматель, который разделяет наши цели и задачи, может стать членом ОПОРЫ РОССИИ. А вот получить субсидии, гранты и льготные кредиты могут любые предприниматели. Важно лишь знать условия их получения и грамотно оформить заявку. А получить их можно в фонде поддержки предпринимательства, в комитетах по предпринимательству, в своих муниципалитетах, в местных областных фондах. Но членство в ОПОРЕ  имеет свои плюсы –это, во- первых, защита своего бизнеса с привлечением потенциала общественной организации, во-вторых это возможность постановки серьёзных проблем перед бизнес-сообществом и властью и участия в коллективном поиске наиболее эффективных решений. В-третьих, доступ к информации о законотворческом процессе и использование влияния общественной организации для лоббирования общественных интересов бизнеса в законах и нормативных правовых актов РФ и региона. Непосредственное участие в экспертизе законопроектов и подготовке предложений для внесения изменений в действующее законодательство. Ну и, конечно же, расширение делового кругозора, поиск надёжных деловых партнёров. Развитие контактов с единомышленниками и использование потенциала других предпринимательских объединений в решение общих проблем.

АН. Михаил, в чем выражается реальная поддержка власти малому и среднему бизнесу?

М.Г. Как говорят, главная поддержка бизнесу – это когда ему не мешают… Но этого мало. В нынешних условиях ему надо еще и помогать. Именно для этого и были созданы «Бизнес-ХАБ», «Центр поддержки предпринимательства» и «Бизнес-инкубатор». Это ресурсы, объединяющие государственную поддержку, инфраструктуру региона и бизнес. И главное – развитие пошло именно в сторону поддержки начинающих предпринимателей. Они получают по льготной арендной ставке рабочее место, с предоставлением образовательных и консультационных услуг. Созданы специальные обучающие программы для повышения компетентности предпринимателей, потому что некоторые не знают даже как правильно оформить заявку на получение субсидии или гранта. Ведь предприниматель – это творческий человек, который занимается своим бизнесом, и все знать ему, конечно, тяжело, хотя закон требует правовой грамотности. Предприниматель должен уметь пользоваться ресурсами, например, сейчас создана общественная приемная, где можно получить нужную консультацию, и не надо стесняться этим пользоваться. Также есть поддержка Евро Инфо Корреспондентского Центра Тульской области, который, в принципе, за государственный счет организует участие предпринимателей на различных выставках и помогает таким образом продвижению их товаров. Этим занимается комитет по предпринимательству при администрации Тулы, областной комитет по предпринимательскому рынку, есть и свои программы поддержки на муниципальных уровнях. Нужно знать о них и пользоваться ими.

АН. А какие-то новые программы поддержки существуют?

М.Г. Сейчас поменялась федеральная программа Минэкономразвития и у нас готовятся сейчас внутренние постановления и распоряжения о том, какие именно будут утверждены программы для региона. Там есть очень интересная программа по модернизации, посмотрим, как она будет выглядеть. То есть, предприниматель, который будет заниматься модернизацией своего производства, часть своих затрат сможет вернуть. Эта программа, в первую очередь, будет интересна предпринимателям, которые занимаются производством, и будет способствовать развитию конкурентоспособности.

АН. Михаил, а как реализуются проекты снижения налогообложения для мелких предприятий?

М.Г. Проекты – это наша региональная и федеральная повестка. Сейчас готовится Госсовет, мы предлагали и на региональном уровне снижать налоги не только для «маленьких», но и для «средненьких», поскольку в 2015 году изменился расчет налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости, а это серьезно ударит по предпринимателям, чья недвижимость больше 100 квадратных метров. Наши предложения по уменьшению этого налога направлены, в первую очередь, на то, чтобы спасти потребкооперацию, потому что у них много недвижимости, а они работают только на селе и только село содержат. Это предложение наша рабочая группа внесла на обсуждение в Правительство. ОПОРА РОССИИ уже два года назад вносила предложение о налоговых каникулах. Еще в рамках «Народного фронта» собирали подписи за налоговые каникулы для начинающих предпринимателей.   ОПОРЕ РОССИИ удалось, собрав 120 тысяч подписей, в том числе, по Тульской области порядка двух тыс. подписей, добиться снижения налоговой нагрузки в виде страховых взносов, которые поднялись до 36 тысяч и планировали его довести до ста тысяч, а сейчас он, практически, 18 тысяч.

АН. Михаил, вы предлагаете предпринимателям принять участие в анкетировании по поводу проверок Роспотребнадзора. Вы пытаетесь выявить возможные нарушения в ходе проверок?

М.Г. Честно говоря, предприниматели (это их специфика) боятся даже жаловаться. Но это анкетирование сделано не для того, чтобы жаловаться. Анкету мы разработали вместе с сотрудниками Роспотребнадзора, чтобы по итогам анкетирования передать им рекомендации и показать настроение предпринимателей. Участникам анкетирования не обязательно указывать свое имя, не обязательно писать, что проверка прошла именно сейчас, может быть она была когда-то. Нам нужно просто показать, что есть обратная связь, чтобы не было разговоров, что все куплено, и что Роспотребнадзор не работает. Сейчас мы тесно сотрудничаем с Роспотребнадзором, свидетельством тому подписанный план мероприятий с федеральной ОПОРОЙ РОССИИ на текущий год. Малый бизнес сейчас, практически, исключен из списка объектов бизнеса на три первых года, подлежащих проверке, как, в свое время, сделало МЧС. Проверять будут только те предприятия, чья продукция должна быть безопасной для здоровья населения. Главная поддержка для общественного объединения - это чтобы нас слышали. Нам не нужно, чтобы нас воспринимали, как критиков. Мы работаем на поле бизнеса, мы не критикуем, а показываем, где нужно улучшать бизнес среду.

 

 

 

АН


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте