Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Дорогая моя столица...

, 16:05 ,

Когда команда мэра Собянина начала заполнять пустоты столичного быта собственными затеями, многие политические зеваки заметно оживились.

– А может, именно в этом и кроется великая иллюзия московского благополучия? – подумал автор и даже на всякий случай слил из авторучки аспидно-чёрные фельетонные чернила и набрал туда небесно-лазоревые. А вдруг наконец пришло время написать и о нашей столице похвальную оду, в которой не найдётся места былым словесным непристойностям типа «занести», «отжать», «откатить», «порешать» и т. д. Жизнь доказала, что со сменой чернильного колера я, как и многие мои коллеги, поторопился.

СКАЖИ-КА, ДЯДЯ, ВЕДЬ НЕ ДАРОМ?

Тенденция новых столичных властей строить отношения с горожанами по принципу камикадзе «главное – взлететь!», где в роли пилотов, взмывающих ввысь, чиновники, конечно, видели себя, а на месте тех, кого ждало безрадостное приземление – всех нас, сразу заставила меня заскучать.

Известную московскую инициативу по яростному отдиранию асфальта с тротуаров подпирали бодрящие пиар-акции в добродушных столичных СМИ. Смысл их был экологически-патриотичен: при нагревании асфальт, дескать, выделяет вредные для дыхания миазмы. Пример таких жарких во всех смыслах мегаполисов, как Каир, Мельбурн, Дубай, Сидней и т. д., в расчёт столичными градостроителями почему-то не принимался. Ободранные или поломанные в небрежных плиточных зазорах каблуки, равно как травмированные колёсики пенсионных сумок-«передвижниц», инвалидных и детских колясок, а также не снизошедшая на московские улицы обещанная альпийская свежесть, до поры городских чиновников не тревожили. Но...

Вскоре по городу вновь зашелестело привычное москвичам тревожное слово «откат». Те же СМИ голосами разновеликих экспертов тут же заговорили о пульмонологической полезности именно столичного асфальта. Плиточная затея стала хиреть, а затем и вовсе ушла в песок. Возможно, в тот, что остался на тротуарах от нереализованного гуманного преобразования. Я снова сменил чернила в авторучке.

ПАРКИНГ ПОСЛЕЮРСКОГО ПЕРИОДА

Новые городские инициативы продемонстрировали живучесть и требовали продолжения. В первую очередь, конечно, финансового.

Очевидно, именно тогда в безднах столичного Департамента транспорта и родилось эпохальное слово «парковки». Гражданам его подали под лозунгом «борьбы с пробками». Граждане, как обычно, поверили. Гарниром к этому блюду городские власти назначили малопонятный россиянам «европейский опыт». О том, что упомянутые заграничные жители получают зарплаты и пенсии, легко позволяющие им оплачивать прихоти своих градоначальников, в столице деликатно предпочли не вспоминать.

Сначала запретительными знаками засеяли городские магистрали: Тверскую улицу, Новый Арбат, Кутузовский проспект и т. д. Ездить в Кремль, Госдуму, Совет Федерации и мэрию (как, впрочем, и обратно – на госдачи) чиновникам стало заметно комфортнее. То, что все боковые улицы, переулки, дворы, газоны и проч. тут же превратились в халявные автоотстойники, в Дептрансе до поры почему-то не замечали.

Затем на улицах нарисовали знаменитые «выделенки» для общественного транспорта, заезжать на которые даже при полном отсутствии на них этого самого транспорта не рекомендуется никому: астрономические штрафы за такой маневр в состоянии обанкротить даже Рокфеллера.

Чтобы контролировать вялорастущее самосознание автомобилистов, власти приобрели тысячи видеокамер, развесив их даже там, где ни автобусов, ни троллейбусов никто не видал.

Сколько халявных миллионов власти города ни за что успели изъять у московских автовладельцев, мы уже никогда не узнаем. Как, впрочем, и того, на что и кем они были потрачены. Невнятная скороговорка о том, что все эти деньги до копеечки потрачены на «нужды» горожан, никакой ясности самим горожанам, конечно, не добавила.

Затем тротуары заполонили массивные паркоматы. Внешне они похожи на пульты управления подводных ракетоносцев. Косноязычные инструкции и частая невозможность оплатить парковку на месте наличными (как на пресловутом Западе) количество неоправданных штрафов тоже не уменьшили. Как, впрочем, и быстрорастущее недовольство многомиллионной армии московских автовладельцев. Самодеятельная «пятая колонна» у нас уже существует. Стоит ли собственными руками выращивать ещё и профессионалов?

Круглосуточно рыскающие по городу алчные эвакуаторы и «фотоавтомобили» ЦОДД создают толчею и хаос, за который их самих стоило бы уже куда-нибудь эвакуировать. Вполне допускаю, что набравшиеся хватательного опыта водители эвакуаторов начнут ловко выдёргивать даже из уличного автопотока приглянувшиеся им «бентли» и «майбахи»: ни для кого уже не секрет, что главная составляющая этого антиавтомобильного ажиотажа кроется лишь в желании властей любыми способами «отжать» у автомобилистов штрафных деньжат. Спасибо хоть за то, что мрачное стояние на уличных остановках для горожан пока ещё бесплатно. И это не смешно.

ВЛАСТЕЛИНЫ КОЛЕЦ

С 1 августа прошлого года платные парковки стали «крышевать» территорию не только внутри Садового, но и вплоть до границ 3-го транспортного кольца. А ведь в начале прошлого года глава столичного Дептранса Максим Ликсутов прилюдно уверял: «Вопрос организации платных парковок обязательно будет обсуждаться с жителями этих районов». И ведь формально реформатор не лукавил: эмиссары транспортного монополиста действительно встречались с депутатами некоторых муниципальных собраний. Правда, «представители горожан» никого из самих горожан на эту встречу не приглашали. Наверное, поэтому депутаты так и не нашли доводов, чтобы исключить из списка хотя бы одну из приговорённых Дептрансом к финансовому надругательству улиц.

Обещание «платные стоянки точно будут не в жилой зоне» сам г-н Ликсутов первым же и проигнорировал. Наверное, в силу абсолютной бесперспективности сказанного: кто-нибудь видел в Москве хоть одну нежилую улицу? Рассуждения об ограничении скорости движения до 40 км/ч по Бульварному кольцу и до 50 км/ч по Садовому вообще комментировать не хочется. Хотя объяснение этому может быть самое простое: любой запрет – это штраф. Штраф – это деньги. Много штрафов – много денег! И все они – из наших карманов. Раздаются даже голоса об очередном сокращении полос движения на том же Садовом кольце. И что дальше? Ответ вполне предсказуем: видеофиксация, драконовские штрафы, взятки эвакуаторщикам и гаишникам, а в итоге – дальнейший рост социального напряжения. И это тоже не смешно.

ДОБИВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

В конце ушедшего года чиновники Дептранса столицы «порадовали» горожан очередным расширением платного парковочного пространства далеко за пределы ТТК. Сегодня в целом по городу это почти 850 улиц. То, что в обозримое время эта инициатива переползёт и за пределы МКАД, ни у кого сомнений уже не вызывает. Стоило ли так рьяно убеждать всех в том, что такие перспективы на Тверской, 13 даже не рассматриваются? А на самом деле они не только рассматривались, но и рассчитывались! Не смешно.

Упорное желание чиновников мэрии пересадить как можно больше москвичей на общественный транспорт, велосипеды, ролики, самокаты тоже очевидно, хоть и не очень понятно: с какой стати какой-то клерк станет решать за нас, как и на чём нам передвигаться по городу? Исправлять одни неудобства за счёт появляющихся других в обществе всегда считалось аморальным и недопустимым. Тем более, если речь идёт о такой деликатной теме, как отъём чужих денег. А суть всех «реформ», обрушенных на нас городскими исполнителями, свелась, увы, именно к этой нехитрой операции. И это тоже не смешно.

Аморальность происходящего очевидна прежде всего потому, что бесконечно рыться в наших карманах даже под самыми благовидными предлогами неприлично само по себе.

Сомнительная статистика, утверждающая, что москвичи, дескать, весело рукоплещут этим новациям, наивна и весьма неубедительна. Скорее, это лишь удобная для лукавых докладов «наверх» процентовка от придворных социологов.

Как, например, можно приветствовать введение платных парковок у городских поликлиник и больниц, таких как детская Морозовская или Боткинская? Депутат муниципального округа Басманный Евгений Будник уверен, что в результате «количество парковочных мест там сокращается в разы и начинают активно работать эвакуаторы... А ведь людям, спешащим в больницу, порой нужна срочная помощь, и нет времени разбираться с парковкой». Весьма логичное наблюдение. Странно, что подобная мысль не посетила представителей исполнительной власти.

Даже специалисты центра Probok.net признают, что в Москве сегодня «радикального решения этой проблемы нет». Тогда на что же, спрашивается, власти так беспардонно трясут с нас остатки зарплат? Лишь за последние 2 года город таким образом получил «на свои нужды» 2 млрд (!) рублей. Хорошо, когда город удовлетворяет свои нужды. Плохо, что при этом растут нужды горожан. Если всё это власти называют благоустройством, то что же тогда заносится в графу городских потерь?

СПАСАЙТЕ, КТО МОЖЕТ!

Недавно г-н Ликсутов в одном из своих выступлений встревожил москвичей рассказом о том, что, дескать, сам он добирается до работы на электричке.

Вполне допускаю, что это не шутка: обладатель позиции в рейтинге российского Forbes в состоянии купить себе не только персональный электро-, но и целый бронепоезд вместе со всеми запасными путями. Ну а нам-то, как в песне поётся, мирным людям, что с того? Помнится, Борис Ельцин тоже катался с «дорогими россиянами» в троллейбусе и автобусе. Увы, те маршруты привели Россию в тупик, а самого Ельцина к отставке. Наш народ, конечно, доверчив. Но не настолько, чтобы аплодировать любой умственной вольности. Даже если она принадлежит большому чиновнику.

Думаю, специалисты с Тверской,13 продолжат обсуждать проекты разгрузки улиц, вплоть до самых фантастических. Только нужно ли для этого изобретать очередной неработающий «велосипед»? Почему Токио, Сингапур, Бангкок, Лондон и другие мегаполисы борются с транспортными коллапсами, не раздражая горожан? Там, очевидно, сначала думают, затем просчитывают, а уж потом считают. У нас этот процесс пока стабильно происходит в обратном порядке. Ко всему прочему, пример Златоглавой берут на вооружение и власти других регионов, где денег не то что на эвакуаторы, но и на баню у людей не всегда хватает. Так что же делать?

Может, уже пора прекратить строительство задушивших город «мегамоллов» с их хищными ценами и задуматься над сооружением многоярусных транспортных линий и развязок над столичными улицами? Как в Токио, Сеуле и Сингапуре.

А может, стоит взять паузу в повальном и хаотичном оборудовании так называемых пешеходных зон? Москва, в конце концов, не строевой плац... Кстати, январская оттепель уже показала, в каком состоянии в Москве дорожное покрытие. А что же будет весной? А может, стоит увеличивать пассажиропоток с помощью многоэтажных автобусов, как в Лондоне, или отрегулировать хотя бы работу светофоров на перекрестках?

Впрочем, ответы на эти и многие другие, вовсе не праздные вопросы пусть ищут те, кому это поручено по должности, оплачено окладами и определено природным разумом. Нам остаётся лишь дожидаться результатов: ведь работать на самом деле всегда легче, чем делать вид, что работаешь. Дождёмся?

Источник - Российское федеральное издание «Валовой внутренний продукт (ВВП)»

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram