Раскулачивание. Изломы истории
2 февраля 2015, 12:21 [«Аргументы Недели. Татарстан», А. Субботкин ]
Восемьдесят пять лет назад на огромной территории страны Советов разыгралась трагедия государственного масштаба. Жертвами этой трагедии стали тысячи крестьянских хозяйств и сельских тружеников, кормивших страну и объявленных Советской властью кулаками. А началось все годом ранее, в ноябре 1929 года, после опубликования в газете «Правда» статьи Иосифа Сталина.
Годом великого перелома назвала этот год газета «Правда». В том числе годом коренного перелома в развитии нашего земледелия. Как утверждал в своей статье товарищ Сталин, «… мы перешли от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса…». Эта статья стала отправной точкой сплошной коллективизации, которая началась в стране в 1930 году. Именно этот год стал в прямом смысле переломным в судьбе российского крестьянства. Коллективизация обернулась десятками тысяч людских судеб, переломанных колесами сталинской «раскулачки».
Всего насильственной высылке подлежало свыше миллиона глав крепких хозяйств, а с учетом их детей и домочадцев — 5-6 миллионов человек. В действительности же число пострадавших от репрессий крестьян значительно превысило эту цифру.
ОПЕРАЦИЯ ЛИКВИДАЦИЯ
Массовая высылка раскулаченных началась в стране зимой тридцатого года. Однако еще задолго до этого на селе органами советской власти были созданы комбеды — комитеты сельской бедноты. В них вошли безземельные, безлошадные и малоимущие крестьяне — владельцы самых захудалых дворов, среди которых были не только наемные батраки, но и немало горьких пьяниц, лодырей и бездельников, а также извечных сельских завистников, тех, кому не давало спокойно спать чужое добро, нажитое нелегким крестьянским трудом. Именно на таких классово близких «хозяев» и делала ставку новая власть. И хотя их на селе было немного, именно они и мутили воду: агитировали народ за колхоз, а при разделе имущества раскулаченных нередко забирали себе самое ценное из того, что попадалось под вороватую руку.
Из воспоминаний жительницы села Ильинское Зеленодольского района Лобачевой Марии Степановны, 1903 года рождения:
— Большинство ильинских жили справно. У нас, к примеру, отец мельницу имел. Вдвоем с дедушкой работали. У мельницы уже с утра народ ждал — зерно на лошадях привезли. За помол брали плату — по лопате муки с каждого мешка. Хлеба своего имели в достатке, не голодали. Всю семью могли бы раскулачить, да только отец в аккурат незадолго до коллективизации заболел и умер от испанки. Братья мельницу продали. Так вот под середняков и подпали…
Только в Ильинском раскулачили и выслали в район Магнитогорска шесть семей. Так, 10 февраля 1930 года по постановлению «бедняцкого собрания» села Ильинское раскулачили семью Ивана Демидова. Судя по описи изъятого имущества, Демидовых «записали» в кулаки только за то, что они имели молотилку с конным приводом, веялку и соломорезку. Интересно, что все это крестьянское добро, которое тут же свезли на колхозный двор, было оценено всего в четыреста рублей. Деньги, прямо, скажем, небольшие, особенно если сравнивать с другими раскулаченными, у которых суммы отобранного имущества составляли от полутора до двух тысяч. Похоже, что середняки-Демидовы наверняка стали жертвами доноса завистливых односельчан, припомнивших им старые обиды. «Раскулачке» также подверглись семьи Петра Терехина, Василия Ватрушкина и других ильинцев.
продолжение материала на портале "ИЗВЕСТИЯ ТАТАРСТАНА" 30.01.15