Четверть века назад, когда только зарождалось российское фермерство, был популярен лозунг: «Россию накормит фермер!» Лозунг всем нравился: к тогдашним колхозам доверия не оставалось. Однако время рассудило по-своему. Увы, пока что с фермерами «не срослось»: массовым явлением они не стали. Но и вовсе не исчезли. Они просто заняли свою нишу. Какую – выяснял наш корреспондент.
Портрет явления
В России 308 тыс. фермерских хозяйств. Это 30 млн. га земли, больше миллиона коров. Именно фермеры производят 80% всего российского картофеля и 87% овощей.
Во Владимирской области официально зарегистрировано около 2 тысяч фермерских хозяйств. На деле работают где-то 150. Остальные пока на бумаге.
Полторы сотни работающих владимирских хозяйств тем не менее владеют 8600 га земли и в год производят продукции на 564 млн. рублей. В прошлом году на их подворьях обитали 18 600 свиней, 3900 голов КРС и 1800 дойных коров. Плюс всякая другая живность – от кроликов до страусов.
По меркам «серьёзного» хозяйства – не так уж и много. Но тут расклады другие. К примеру, в своё время один умный руководитель крупного молочного хозяйства объяснял: минимальный предел рентабельности для СПК его уровня – стадо в 3–4 тыс. голов. Иначе овчинка выделки не стоит. У фермера и стадо в 50 голов может быть выгодным.
Всё дело – в специализации. К примеру, мало кто из больших хозяйств у нас особо занимается говядиной. А для фермера это верная статья дохода. Или выращивание домашней птицы. И не банальных кур. Речь идёт об утках, гусях и экзотике вроде цесарок и индюков и даже страусов. Там, где крупные производители по разным причинам игнорируют это дело, фермеры чувствуют себя вольготно. Вплоть до промышленного рыбоводства.
Поддержки и издержки
Реалии таковы, что ни один из современных сельхозпроизводителей без внешней поддержки не выживет. Это касается и фермеров. Формы поддержки для них традиционны – со стороны государства и со стороны банковских кредитов.
Господдержка есть. Ею активно пользуются. Во-первых, это безвозвратные гранты начинающим фермерам. Программа работает с 2012 года, сумма гранта – 1,5 млн. рублей. За два последних года во Владимирской области был выдан 51 такой грант. Именно он, например, помог начинающему фермеру построить в Собинском районе тепличное хозяйство и заняться разведением птицы. Сейчас фермер производит до 3 тонн утки в месяц. В Юрьев-Польском районе благодаря гранту появилось хозяйство, в котором на откорме содержатся 60 бычков.
Второй вид гранта – поддержка семейных ферм. За три года деньги – около 50 млн. – получили семь хозяйств. Эти гранты формируются за счёт федерального и областного бюджетов. Из областной казны фермеры получают компенсации на юридическое оформление земли и покупку техники.
Есть дотации и на обработку земли. Правда, небольшие – по 525 рублей на гектар. Затраты же – 9–11 тысяч. Для сравнения: в Евросоюзе в зависимости от страны господдержка составляет от 226 до 954 евро на гектар.
Ещё одна из форм поддержки – субсидирование процентных ставок по кредитам. Но у нас она практически не востребована. Причина проста – кредиты для фермера практически недоступны. Банки привередничают с залогами да ещё и с процентами не стесняются. Льготным считается кредит под 14–16% годовых. В реальности все 20. Плюс залог, плюс страховка.
Попробуй продай...
Но единственный способ иметь собственные средства – выгодно продать свою продукцию. Но с этим порой беда. К примеру, сейчас регион-33 ощущает нехватку говядины. Фермеры в состоянии эту нехватку хотя бы свести к минимуму, наполнить прилавки мясом. Но вот по условиям ВТО корову или быка можно забивать лишь в специализированном убойном цеху. Их у нас – кот наплакал. А построить новый цех стоит больше миллиона.
Другой пример. Фермеры готовы поставлять торговым сетям картофель. Но для этого корнеплод нужно хранить в специальных условиях, сортировать, мыть и упаковывать. Такое хранилище ни одному, даже самому крепкому хозяйству в одиночку не осилить.
Приходится продукцию продавать перекупщикам. Картофель на поле стоит 6 рублей за килограмм. У перекупщика – 16–18. Далее ещё торговая сеть...
Готовится федеральная программа по поддержке кооперации. Ожидается, что она стартует с 2015 года. Но отдельное хозяйство (и даже несколько) в неё вступить не может. Это должна сделать область. На уровне нашей региональной власти понимание есть, так что, скорее всего, многое изменится к лучшему.
Возможно, пилотным проектом станет строительство современного картофелехранилища на базе одного из фермерских хозяйств в Суздальском районе. Цена вопроса – около 10 миллионов. Но оно сможет обслуживать сразу несколько хозяйств на выгодных условиях.
Ещё один проект – создание в Юрьевце логистического центра, который будет специализироваться на овощах. Инвестор уже встречался с фермерами. И вроде взаимопонимание достигнуто...
Заниматься всем этим надо безотлагательно. Ситуация так складывается. Если раньше пределом мечтаний многих фермеров было торговое место на рынке, то сейчас продукцией фермерских хозяйств всё активнее интересуются торговые сети.
«Владимирские ведомости»