Футбольно-политический тупик Крыма
8 декабря 2014, 10:35 [«Аргументы Недели», Вадим Трухачев ]
УЕФА запретил клубам из Крыма играть в Чемпионате России. Футбол в который уже раз оказывается жертвой политики. Если так пойдёт и дальше – великая игра может «осесть» исключительно во дворах. Ведь политические трудности, мешающие игре, есть буквально везде.
Уходящая неделя вылила ушат холодной политической воды на сотни тысяч любителей и профессионалов футбола в Крыму. УЕФА запретил «Таврии» из Симферополя, «Жемчужине» из Ялты и ФК «Севастополь» играть в Чемпионате России любой лиги. Теперь развитие игры на полуострове европейские чиновники берут под некий собственный контроль. По факту это означает, что гонять мячик в Крыму придётся исключительно во дворе. Или на большом поле, но сугубо неофициально.
Ничего удивительного в таком решении нет. УЕФА – одна из многочисленных чиновничьих структур Европы, которые «окучивают» буквально все сферы жизни. Не может футбольная организация работать вне правового поля Евросоюза. А раз ни одно из государств ЕС не признаёт вхождение Крыма в состав России – бюрократы от футбола обязаны подчиняться. Чтобы крымские клубы смогли играть в нашем первенстве – нужно согласие Федерации футбола Украины. Если её глава Григорий Суркис подобное разрешит – его в лучшем случае ждёт мусорная «люстрация».
Кстати, об Украине. Её представители едва ли могут считать себя полностью удовлетворёнными. Ведь ФФУ настаивала на том, что Российский футбольный союз (РФС) надо подвергнуть санкциям, наиболее горячие головы как на Украине, так и на Западе собирались лишить Россию Чемпионата мира 2018 года и отстранить российские команды от международных соревнований. Но на столь крайние меры УЕФА не пошёл. Мундиаль – дело дорогостоящее, да и не хочется окончательно превращать футбольные поля в место политических разборок.
Не хочется, конечно, но что делать… Футбольно-политические разборки идут полным ходом. А всё потому, что правила ФИФА и УЕФА гласят: в организации могут принять исключительно команды из тех государств, которые являются членами ООН. Данный пункт можно обойти только в том случае, если страна-метрополия разрешает подвластной территории играть самостоятельно. Так, в УЕФА присутствует отдельная сборная Фарерских островов, которым Дания позволила выставить отдельную команду.
Есть соответствующие примеры и на других континентах. Так, США не имеют ничего против того, чтобы отдельные сборные выставляли Пуэрто-Рико, Гуам или Восточное Самоа. Китай согласился на наличие отдельной сборной у Гонконга. С Тайванем было сложнее – КНР не хотела его пускать никуда, но решение по нему приняли несколько десятилетий назад. В Тайване (официально он называется Китайская республика) видели преемника старого, докоммунистического Китая, и решение удалось протащить.
Играет в азиатской зоне и Палестина. Её статус непонятен – но неотъемлемой частью Израиля её не считает никто, включая самих израильтян. Следовательно, препятствий для участия в международных турнирах нет. А вот Западной Сахаре повезло меньше – оккупировавшее его Марокко блокирует все попытки небольшой страны выставить свою команду. Во всех случаях футбол оказывается жертвой разборок. Решение о допуске той или иной сборной, клубов из той или другой территории к международным турнирам принимают в высоких политических кабинетах.
На постсоветском пространстве существует четыре непризнанные республики. Для того, чтобы команды Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Абхазии приняли в УЕФА, нужно добиться согласия Азербайджана и Грузии соответственно. Они его, естественно, не дают. С Приднестровьем пока всё проще - клубы из Тирасполя и Бендер играют в первенстве Молдавии. В данном случае футбол играет роль моста между двумя берегами Днестра.
Сегодня проблема того же рода возникла с донецкими «Шахтёром» и «Металлургом», а также «Зарёй» из Луганска. Горняки временно переехали во Львов, но там их принуждают выкрикивать речёвки во славу Степану Бандере и так называемой АТО. Теперь «Шахтёр», всё ещё играющий в Чемпионате Украины, ищет новое пристанище. Но скитаться до бесконечности нельзя. Вопрос придётся разруливать на высшем политическом уровне.
Не всё благополучно и в Европе. Хрестоматийный пример – Косово, чьё членство в УЕФА блокируют Сербия, Россия, Греция и ряд других стран, не признающих независимость края. Не играет и отдельная сборная Северного Кипра, ибо его самостоятельность признаёт исключительно Турция. Долгое время Испания не разрешала вступить в УЕФА федерации Гибралтара, поскольку испанцы оспаривают принадлежность этого клочка земли Великобритании.
Долгое время добиваются футбольной независимости Каталония и Страна Басков. Сборные из этих регионов существуют, но могут проводить исключительно неофициальные матчи. Все их попытки обеспечить себе членство в УЕФА натыкаются на вето Испании. Тем не менее представители «Барселоны» и «Атлетика» из Бильбао не скрывают своих симпатий к сепаратистам. Вопрос продолжает стоять на повестке дня.
Список потенциальных членов УЕФА можно перечислять достаточно долго. Например, от Италии могут сыграть Сардиния и Южный Тироль. Фландрия и Валлония теоретически в состоянии произвести футбольный раздел Бельгии… А вот вопрос с сербами и хорватами в Боснии и Герцеговине вроде бы решили. Большинство их выступает за сборные своих национальных государств, а не Боснии. За последнюю играют в основном мусульмане.
Не всё благополучно и в стране-родоначальнице футбола – Великобритании. В своё время ей представители настояли, что Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия войдут в ФИФА и УЕФА отдельными федерациями. Всё вроде бы нормально, но как быть с Олимпиадами? Там ведь отдельных делегаций нет – есть только Великобритания. И здесь футбольной независимостью пожертвовал только Уэльс. Шотландия и Северная Ирландия пока остаются в стороне от олимпийского футбола, и уговорить их не удалось даже премьеру Великобритании Дэвиду Кэмерону.
Вот и остаётся непризнанным нациям проводить собственный футбольный Чемпионат. В нём играют Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, турецкий Курдистан, остров Мэн и многие другие. Каталония не представлена, хотя она кажется очевидным фаворитом такого турнира. Возможно, в ближайшее время на таком чемпионате появятся команды Донецкой и Луганской народных республик. Возможно, они выставят единую сборную Новороссию.
Так что Крым – наиболее близкий и понятный нам, но не единственный пример грубого вмешательства политики в дела футбольные. Как поступить? Может быть, формально приписать крымские клубы к Анапе или Новороссийску, Темрюку. Болельщики с полуострова смогут без проблем туда добраться, и все формальности удастся соблюсти. Своя сборная Крыму не нужна, к членству в УЕФА он не стремится. Впрочем, это всё равно не полная замена. Стадионы в Симферополе и Севастополе так и останутся аренами-призраками.
А как быть с детским футболом на полуострове? Как оформлять участие ребят из Крыма во всероссийских соревнованиях? От УЕФА ведь санкции могут последовать, да и не только от УЕФА, но и от США, ЕС, Германии, Австралии и далее по списку. Остаётся надеяться на русскую смекалку и пресловутое «авось». Что-нибудь придумаем наверняка.