Васильевский остров – место особое. Это Морской порт и Университет, Горный институт и Академия художеств, Кунсткамера и Зоологический музей, величественное здание Биржи и иные шедевры архитектуры. Не зря его называют Островом сокровищ науки и культуры. Его потенциал ещё далеко не исчерпан. Сейчас городские власти ломают голову, как избавиться от транспортных проблем, учитывая, что остров прирастёт ещё почти 60 тысячами жителей за счёт уже идущей и будущей застройки на намывных территориях. Уже сейчас на Васильевском живут свыше 200 тысяч человек, при этом 130 тысяч приезжают каждый день на работу и учёбу, а уезжают 80 тысяч. Чего же, кроме решения транспортной проблемы, не хватает этому району Санкт-Петербурга?
На недавних общественных слушаниях, посвящённых застройке намыва, жители Морской набережной и прилегающих территорий говорили чиновникам, что на Васильевском практически нет общественных пространств и очень мало зелёных зон. Единственное место, где шелестит листва и куда можно пойти погулять – это Смоленское кладбище. Не сговариваясь, ту же мысль, что кладбище – фактически единственный городской парк на острове, повторили и студенты Академии им. Штиглица, Архитектурно-строительного университета и Академии художеств.
На форуме «Будущий Петербург» они представили шесть проектов-форсайтов возможного развития одного из депрессивных районов Васильевского острова на Кожевенной линии у завода «Севкабель». Форсайт с английского переводится как «видение будущего», проекты эти – лишь мечты, хотя курировали каждую студенческую команду известнейшие российские архитекторы.
На взгляд молодых
Итак, Кожевенная линия длиной около тысячи метров. К середине позапрошлого века там было девять кожевенных заводов, отсюда пошло и название. Студенты команды архитектора Михаила Кондиайна предложили на этом месте создать проект «Парка возможностей» без достаточно серьёзных капиталовложений. Петербург по зелёным пространствам занимает одно из последних мест в мире среди мегаполисов. Поэтому его ученики и предложили создать зелёную среду, центр водных видов спорта, медиатеки.
«Импульс культуры у воды» – так назвали проект студенты команды архитектора Валерия Нефёдова, они также предложили создать Променад искусств вдоль побережья, обеспечив выход к воде, с причалами, куда смогут швартоваться «метеоры» из Петергофа и Кронштадта. Велопарковки и велодорожки, бассейны для сбора дождевой воды, а также мастерские и офисы, хостелы и кафе – вот основные составляющие проекта. Подсветка квартала должна быть в тёмное время года круглосуточной – чтобы вызывать особое чувство тепла.
Команда автора проекта комплекса зданий Верховных судов России Максима Атаянца придумала для Кожевенной линии Учебно-образовательный комплекс, а в качестве особой «фишки» – фантастический «Вертикальный музей» в трубах ТЭЦ-7, где будут и экспозиция о промышленности этой части острова, и история Петербурга в фотографиях.
Поднять паруса!
«Марина-парк» с причалом для яхт был представлен студентами команды Сергея Цыцина, которые напомнили, что в Финляндии на семь жителей приходится одня яхта, а в Петербурге одна яхта – на 25 тыс. жителей, а туристическим яхтам в городе вообще фактически некуда пристать.
«Театр Авангарда на Кожевенной» предложили студенты команды архитектора Сергея Орешкина – со строительством 120-метровой Башни Татлина, созданием ряда объектов русских художников – авангардистов, в частности Якова Чернихова. Промышленная зона Кожевенной, как никакое другое место, к авангарду подойдёт. Орешник напомнил, что Россия была родиной авангарда, и важно об этом не забывать.
Жюри, состоящее из представителей гостиничного бизнеса и архитекторов с девелоперами, лучшим форсайт-проектом назвало проект команды Михаила Кондиайна, также отметив его функциональность и реалистичность, приближённость к нуждам местного сообщества. Понятно, что все эти форсайты – красивые мечты, но ситуация, когда Васильевский остров становится заложником серьёзных транспортных проблем, а жители начинают оттуда уезжать – о чём говорилось недавно на общественных слушаниях по проекту строительства на намыве, – это серьёзный сигнал, что острову надо меняться.
У Смольного свой план
Но если форсайт-проекты – это дело весьма отдалённого будущего, а фактически – прекрасные фантазии, то у городской власти, в частности, у комитета по туризму, есть вполне конкретные планы, как привлечь к острову туристов. Есть вариант создания пешеходной зоны по улице Репина от Румянцевского сада и Среднего проспекта острова и по 6–7 линиям от Среднего проспекта до Малого, сосредоточившись на том, сколько интересных и знаменитых людей проживало там когда-то, создав сеть кафе, мастерских, хостелов и т.д., оснастив пешеходную зону свободным Wi-Fi, а на исторических зданиях разместив QR-коды. Кстати, Васильевский остров – самое насыщенное место в Петербурге по числу музеев и галерей современного искусства, про Эрарту и Новый музей известно уже далеко за пределами Петербурга.