Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 39(431) от 16.10.2014

Разрешите представиться: шериф Анискин

, 17:16

В Госдуме проходят предварительные согласования законопроекта о муниципальной милиции. Депутаты задумали его таким, чтобы практически один в один вернуть в нашу жизнь незабвенного участкового Анискина, теперь в качестве шерифа.

Впрочем, не так важно, как будет называться должность руководителя муниципальной милиции (шериф – один из вариантов названия). Главное в сути: милиция будет наиболее приближена к населению, почти как в фильме про Анискина, и подотчётна ему, чего тогда не было. Участковый, или помощник шерифа, будет избираться проживающим на участке населением, а глава милиции города или района – населением соответствующего муниципального округа. В этом случае, считают в Думе, милиция будет меньше озабочена бумаготворчеством и станет больше внимания уделять непосредственной работе с людьми и профилактике правонарушений.

Законопроект «О муниципальной милиции в Российской Федерации» разработан и внесён на рассмотрение Государственной думы депутатами фракции «Справедливая Россия» С. Мироновым, Т. Москальковой, М. Емельяновым, В. Зубовым, О. Ниловым.

Муниципальная милиция, по мнению думцев, должна создаваться в районных и городских округах и взять на себя часть функций сегодняшней полиции. Вот пять основных направлений деятельности муниципальной милиции, предлагаемые депутатами: охрана общественного порядка; профилактика преступлений и административных правонарушений; предупреждение и пресечение преступлений; производство по делам об административных правонарушениях; оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов.

Остальные функции по охране правопорядка предлагается оставить в ведении полиции.

Для выполнения возложенных на неё обязанностей муниципальная милиция будет наделяться только административно-правовыми полномочиями. Это предъявление к гражданам требований о надлежащем поведении; проверка документов, удостоверяющих личность, и иных документов в случаях, определённых законом; контроль (надзор) за общественными местами, соблюдением порядка проведения публичных и массовых мероприятий, за поведением определённой категории граждан; доставление и задержание граждан в определённых законом случаях, по производству по делам об административных правонарушениях; направление запросов в адрес муниципальных и государственных органов и иных организаций о предоставлении информации и документов, по ведению профилактической деятельности, включая ведение профилактических учётов, и другие.

На первом этапе численность служащих муниципальной милиции в званиях от рядового милиционера до полковника предлагается сделать около 180–190 тыс. человек, кроме того, в ней будет трудиться порядка 35–37 тыс. технических (гражданских) работников.

В Конституции Российской Федерации и Законе «О муниципальных органах» чётко сказано о том, что функция охраны общественного порядка закрепляется за муниципальными образованиями. Но на протяжении двадцати лет это так и не нашло своего воплощения в жизнь.

За время реформы МВД численность участковых инспекторов сокращена на 10 тыс. (это 16%). И сейчас их нагрузка – приблизительно 3,5 тыс. человек на одного участкового. Возможно ли такими силами охватить эту территорию и поднять на должный уровень поквартирный обход и сделать душевной, настоящей работу с населением? Нет.

Согласно ведомственной статистике, только 25% участковых живёт на обслуживаемой территории. 75% – это участковые инспекторы, живущие в других населённых пунктах. Налицо ситуация, когда участковый не погружён в проблемы своего населения, не привязан к нему, не зависит от его мнения, так же как и от главы района.

По статистике только 50% участковых обеспечены жильём. Муниципальные органы готовы решить как жилищную проблему, так и вопросы технического оснащения милиции, но при условии, что они будут допущены к решению кадровых вопросов в этой области. Но законодательство этого не позволяет.

Зачем федеральной структуре такая централизация, делающая её громоздкой, с низким КПД? Почему бы не отдать часть забот на муниципальный уровень. Ответ однозначен: участковые инспекторы и горрайорганы милиции должны быть в подчинении муниципальных органов власти. Исторический опыт имеется: в разные годы советская и российская милиция уже подчинялась местным органам власти. Не будем судить, хорошо это было или плохо, вспомним лишь, что фильм про Анискина снимали именно в те годы.

А как быть, если начальник милиции или простой участковый не оправдал надежд избравших его людей? Всё просто: механизм выборов предполагает как регулярную отчётность перед жителями и муниципальным советом, так и отставку по причине несоответствия или не оправдания доверия. Законопроект позволяет отозвать или удалить в отставку по инициативе губернатора, главы района или населения участкового инспектора. Главным критерием оценки деятельности муниципала должно быть общественное мнение, а не формальная статистика.

Согласитесь, приятно иметь возможность не только выбирать, но и отправить в отставку тех, кто не оправдал надежд. Только тогда придёт время, когда нас не будут смущать приветливые милиционеры на наших улицах и мы не будем пугать ими своих детей. Мы будем знать их по именам. И они нас. Надо попробовать.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram