Когда мне было 19 лет, я ради чистого любопытства испытал на себе профессию коммивояжера. Это такие люди, которые ходят по улицам, квартирам и домам и пытаются продать другим людям какие-либо товары. Коммивояжёры почестнее торгуют не самыми плохими книгами или товарами, которые по разным причинам не могут попасть на прилавки магазинов. Ушлые коммивояжёры «втюхивают» людям за сумасшедшие деньги откровенную халтуру. В 90-е многие с таким сталкивались: «Только сегодня по суперэксклюзивной цене вы можете получить этот необходимый для вас помазок для бритья всего за тысячу рублей! И если вы его приобретаете, то мы сделаем вам подарок – вот этот замечательный ёршик для флакончиков из-под духов! Всего за 200 рублей! А если вы ещё приобретёте эти замечательные кастрюли с антизакипальным покрытием, то весь набор достанется вам всего за пять тысяч рублей! В другие дни и по отдельности он обошёлся бы вам в двадцать тысяч!». В 90-е люди охотно верили в такие акции. К середине нулевых количество доверчивых покупателей уменьшилось, но все равно такие экземпляры остались. Признаюсь честно, что меня хватило лишь на один день подобного эксперимента.
В нынешнюю избирательную кампанию мы наблюдаем подобную работу политических коммивояжеров. К примеру, «паровозами» партийных списков нескольких партий являются одновременно кандидаты на пост губернатора. «Проголосуйте за нашу партию и получите бесплатно губернатора!» - фактически кричат агитационные плакаты одной из партий. Другой товар, простите, кандидат, требует поддержать местного товаропроизводителя и взывает к разуму избирателей. Типа, не будьте дураками, выбирайте местного. А сам он, хоть родом из Волгограда, в родном городе появляется редко, занимая должность депутата Государственной думы. Ещё один претендент на губернаторское кресло также является кандидатом в депутаты областной думы, а по совместительству заседателем думы городской. Но вот беда – ни избиратели ни сотрудники аппарата городской думы этого кандидато-депутата вживую не видели ни разу. Впрочем, его партия, как и некоторые российские товаропроизводители, пошла по самому лёгкому пути – просто прикрепила к своему продукту (кандидату) старый советский лейбл. Не беда, что отдаёт нафталином и не имеет ничего общего с советским продуктом. Зато смотрится нарядно.
Беда всех этих политтоваров даже не в том, что их завернули в красивую обёртку. Страшнее, что в техническом паспорте, коим должна являться предвыборная программа, ничего нет. Даже сам техпаспорт отсутствует. Политические коммивояжёры делают красивые пассы руками, активно вкладываются в рекламу, но обосновать, чем хорош продаваемый ими товар, никто не может. Это как с той советской маленькой летающей жужжалкой, которая не летает и не жужжит. Привлекательна лишь цена: «сходи и проголосуй». Мало кто думает, что плата на самом деле гораздо выше, чем время, потраченное на поход до избирательного участка. Если от обычного барахла можно отказаться за две минуты, выкинув его на помойку, то от барахла политического отказаться не получится в течение пяти лет. Впрочем, не купить тоже не получится, поскольку в противном случае нам и в следующий раз попытаются втюхать товар сомнительного качества.
Александр САЙГИН