На сегодня в списке банкротов четыре оператора: в принципе, примерно такая же статистика наблюдается каждый год, но в 2014-м среди разорившихся компаний оказалось сразу две очень крупных и давно работающих на рынке – «Нева» и «Лабиринт». На момент прекращения деятельности у «Невы» за рубежом находилось 7 тыс. человек, а 16 тыс. успели оплатить туры, у «Лабиринта» – 27 тыс. отдыхающих и почти столько же купивших путевки. При этом свою деятельность компании вели, соответственно, на протяжении 24 и 19 лет. Основными причинами этих банкротств эксперты называют, во-первых, управленческие ошибки в самих компаниях, а во-вторых, отрицательную туристическую динамику в текущем году.
По данным Росстата, в 2014-м поток выезжающих из России туристов сократился на 4% в сравнении с прошлым годом, однако те же «Нева» и «Лабиринт» отмечали 25-процентное снижение продаж (по крайней мере, туров в Европу), причем многие купленные путевки были «горящими», то есть приобретались незадолго до вылета с серьезными скидками. Изменившаяся экономическая ситуация (подешевевший рубль, нестабильная политическая обстановка, санкции по отношению к России) вызвала у людей естественное желание сэкономить на поездках, так что отдельные туроператоры начали заметно демпинговать – и именно дешевые туры, практиковавшиеся на протяжении длительного времени, «подкосили» некоторых игроков.
«Ничего непредсказуемого сейчас не происходит, наш рынок развивается по аналогии с европейским, – заявила директор представительства ООО «Натали Турс» Елена Махрова. – Несколько лет назад мы видели зарождение этого рынка, затем – развитие, когда число операторов увеличилось и туризм стал модным. Теперь мы вступили в третью стадию – чистка, качественное перераспределение рынка».
Как подчеркивает Елена Ивановна, туристический бизнес отличается сравнительно низкой рентабельностью, а значит, здесь высоки риски, которые подчас не просчитываются должным образом. Она с сожалением отметила, что банкротства туроператоров в этом году едва ли станут последними.
По словам генерального директора ООО «Пегас Волгоград» Артура Нежданова, серия банкротств «ударила по туристической отрасли в целом», однако у компании, которую он представляет, низкий процент отказа от туров и надежные тылы. «Мы имеем собственные подконтрольные гостиничные сети в разных точках мира, а также более 900 офисов по всей стране, что позволяет нам продавать туры напрямую», – аргументировал Артур Альбертович.
Наличие собственной розничной сети – один из факторов, который представители отрасли называют значимым при выборе туроператора. Кстати, подчас сами граждане не видят различий между туроператором (организатором туров, то есть компанией, непосредственно договаривающейся с отелем и авиаперевозчиком) и турагентством (посредником, продающим созданные операторами туры); возможность узнать все детали напрямую у оператора никогда не бывает лишней.
Другой фактор, на который стоит обратить внимание перед покупкой путевки, – есть ли у туроператора собственные активы за рубежом. Принадлежащий компании гостиничный комплекс – самая надежная страховка от неожиданностей при заселении и показатель финансового благополучия. Кроме того, больше доверия должен вызывать оператор с относительно «узкой специализацией»: «Если компания летает в десять стран вместо трех-четырех – задумайтесь, вдруг это означает, что она просит деньги?» – говорит Елена Махрова.
Операторы также советуют не экономить на стоимости тура: слишком дешевые путевки должны вызывать скепсис, а ориентироваться надо на среднерыночные цены. Тот, кто постоянно демпингует, почти наверняка испытывает трудности. Представители «Пегаса» и «Натали Турс» в один голос заверили, что их клиенты после новостей о банкротстве ряда компаний стали меньше смотреть на цену тура: потребительский спрос естественным образом сместился в сторону более дорогих, но более надежных предложений.
В 2007 году в России было отменено лицензирование туристической деятельности, и в этом крупные игроки рынка видят проблему: необходимость получения лицензии отсекала непрофессиональные организации на самой ранней стадии. Правда, разговоров о возвращении этой процедуры в российское законодательство сейчас не ведется.
Александр АКУЛИНИЧЕВ