Нынешний год не лучший для строительной отрасли. Тем не менее одна организация стремится к рекордам. Русскую православную церковь (РПЦ) захватила идея строительства тысяч новых храмов.
Пилотные приходы
У Патриархии давняя мечта – довести число церквей до уровня 1917 года. Зачем гоняться за круглыми цифрами – большой вопрос, те времена ушли. Тем не менее при желании задача выполнима. До революции у РПЦ было 48,6 тыс. храмов, сейчас – 33,5 тысячи.
Есть и вторая церковно-строительная планка. По мнению предстоятелей церкви, в крупных городах дефицит храмов. Мол, в большие церковные праздники паства переполняет помещения, площадей надо в 3–5 раз больше. Выход нашёлся, хотя не из лучших. В 2011 г. Архиерейский собор сделал ставку на дешёвое панельное домостроение. По плану во всех 37 российских городах с населением более 500 тыс. человек возведут несколько тысяч небольших церквей по типовым проектам.
Строить будут ближе к людям, плотно покрывая жилые районы культовыми учреждениями. Тогда же родилась потешная идея надувных храмов. Этими конструкциями РПЦ обещала снабдить воинские части. К счастью, затея сдулась. Зато с панельными церквями дело в разгаре. Стартовала пилотная программа «200 храмов», 18 церквей готово, 21 – в процессе.
В целом планы сулят небывалый бум. Речь о возведении примерно 20 тыс. новых зданий. Для сравнения: это больше числа жилых домов в любом российском городе-миллионнике (кроме Петербурга и Москвы). Хотя куда гнать? Почти все конкуренты Московской патриархии и так на много кругов позади.
В цифрах подъём религиозности выглядит так. 25 лет назад у РПЦ было 9,7 тыс. приходов, 8,1 тыс. священников, 35 монастырей. Эти данные озвучили на Архиерейском соборе 1989 года. В 2008 г., когда прошёл очередной собор, приходов стало 29,3 тыс., духовенство увеличилось до 30,7 тыс., монастырей насчитали свыше 800. Выходит, в течение четверти века каждый год в среднем добавлялась тысяча приходов, плюс по сорок монастырей. В особо успешном 2008 г. приходов стало больше на 1,2 тысячи.
Темпы просто стахановские. Куда скромнее шли дела у буддистов и главного оппонента РПЦ – католической церкви. У католиков в России только 430 приходов, причём у четверти нет храмов. Вряд ли католических церквей станет больше, поскольку РПЦ ревностно следит за ними. Буддистов тоже не балуют. Их монастырей и храмов – 47 на всю страну. Из них 80% в Бурятии, Калмыкии и Тыве. В европейской части РФ работают три храма, ещё один в Иркутской области, четыре в Забайкалье.
Борьба за Сибирь
Правда, некоторые проблемы для РПЦ создают протестанты. Они основали в РФ несколько сотен общин. Надо сказать, в европейскую часть страны их особо не пускают. Построить протестантский храм – задача за гранью реального. В лоб власти не откажут, но, как водится, не найдётся лишней земли, пойдут проблемы с согласованиями.
Только лютеране и пр. не промах. Несколько лет назад самым протестантским регионом РФ внезапно стал Дальний Восток. Например, в Приморье 178 протестантских общин против 89 православных (у католиков и старообрядцев по три). В Хабаровском крае из 163 прихода, 96 – протестантские. Процесс постепенно распространяется на Сибирь. Там сейчас идёт большое сражение между РПЦ и протестантами. По мнению церковных экспертов, лютеранско-кальвинистская аномалия вызвана крупным просчётом РПЦ. В своё время Патриархия прохлопала дальневосточные рубежи. В 1990-е гг. работа там велась келейно, пачками закрывали малые приходы. Забыли, что свято место пусто не бывает.
Хотя единственный по-настоящему серьёзный оппонент РПЦ – ислам. Только эти две религии у нас играют в высшей лиге. В 1991 г. в стране было менее ста действующих мечетей. Сейчас – восемь тысяч. Совет муфтиев считает, что этого мало. Аргументы серьёзные. В России 20 млн. мусульман, столько же, сколько в Китае. При этом в КНР 30 тыс. мечетей, в одном Пекине – 70, а в столице РФ лишь шесть.
Вопрос вышел на политический уровень, когда председатель совета муфтиев Равиль Гайнутдин обратился к послам арабских стран, призвал их надавить на российские власти, которые «не дают строить мечети». На деле и число мусульман спорное, эксперты насчитывают не более 14,5 миллиона. Да и новые мечети в РФ не редкость. Например, в Махачкале в 2007 г. реконструировали крупнейшую в стране Джума-мечеть, теперь здание вмещает 15 тыс. человек. В Перми, хотя там нет крупной мусульманской общины, открылись три мечети, в Саратове заново возвели Соборную мечеть и т.д. Но развитие ислама в РФ – отдельный разговор.
Триллион в копилке
Главное: почему РПЦ так рьяно взялась за мастерок? Возможно, дело в бюджете. Собранные из панелей безликие церкви не украсят города. Зато пополнят церковный фонд сотнями гектаров дорогой земли. Здания возводят на пожертвования, сумма вырисовывается умопомрачительная.
Церковь редко раскрывает стоимость работ, но есть пара исключений. Например, смета кафедрального собора на 1,5 тыс. прихожан, открытого в 2011 г. в Улан-Удэ, достигла 2 млрд. рублей. Причём это один из самых скромных кафедральных храмов РФ (всего их 168). Во Владивостоке с 2012 г. собирают средства на Спасо-Преображенский кафедральный собор. Проект оценивается в 1,2 млрд. руб., цена строительных материалов – 420 млн.
В общем, церкви не дёшевы. По оценкам экспертов, даже скромное здание на 300–500 прихожан обходится дороже 100 млн. рублей. При этом сумма не включает расходы на украшения, росписи и т.д. Помножим на 20‑тысячные строительные планы, выйдет – минимум триллион. Неплохая прибавка к церковной копилке.
Особый момент – церкви нельзя возводить абы как. Тут действует государственный норматив под кодом СП 31-103-99. Правда, его разработала сама РПЦ в лице действующего при Московском патриархате загадочного архитектурного центра Арххрам. Государственный Росстрой взял на вооружение готовый текст.
В нём множество тонкостей. Например, администрация обязана выделить храму по 7 кв. м земли на «единицу вместимости». То есть на каждого прихожанина. Значит, тысяча членов прихода конвертируется в 7 тыс. квадратов. Также городские власти обязаны устроить автостоянку и пустить к церкви общественный транспорт (остановка – не дальше 50 м от здания). Правила разработаны только для православных храмов, к другим конфессиям не относятся.
Титаны духовной архитектуры
По мнению независимых экспертов, РПЦ стоило бы больше заботиться не о количестве, а о качестве архитектуры. Что останется в истории от православных построек последнего времени? «Среди церквей, созданных в последние 20 лет, нет ни одного достойного образца церковного зодчества. Новые храмы – либо банальные реплики прошлых веков, либо эклектика», – убеждены в Союзе архитекторов России.
Век назад церкви строили Шехтель и Щусев. Теперь их проектируют безликие организации с названиями вроде Моспроект-2 и СУ-155. Их монстры точно не украсят будущие учебники по архитектуре. Особенно выделяются храмы, созданные под руководством А. Денисова (автора проекта храма Христа Спасителя в Москве). Чего стоит построенный им в 2010 г. Успенский собор в Ярославле. Титан на 4 тыс. человек словно издевается над уникальной архитектурой ярославских соборов, зачем-то подражая московским образцам. Он перекроил облик города, внесённого в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выдающихся церквей построили так мало, что пересчитать хватит пальцев одной руки. Специалисты считают шедевром разве что возведённую в 2003 г. маленькую церковь Николая Чудотворца в посёлке Повенец. Здание по проекту А. Шаповаловой построено в 2004 г. в память о погибших на Беломоро-Балтийском канале. Другой интересный проект – уникальный 33-купольный храм в Волгоградской области. Увы, таких зданий – единицы.