Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Три буквы как показатель образования

, 09:00

Уровень грамотности наших детей с каждым годом все ниже – бьют тревогу преподаватели словесности и общественники. А вот про математику, где дела обстоят ещё хуже, говорят почему-то нечасто. ЕГЭ по математике в Волгоградской области в этом году сдавали 1175 выпускников. Выше 80 баллов набрали только 87 человек. Средний балл – 41, 2. На фоне других предметов – это слабый показатель. Значит ли это, что в своей массе волгоградские школьники стали тупее? Почему в обществе исчез запрос на людей, способных мыслить аналитически? Что происходит с преподаванием и изучением математики, «Аргументы недели» расспросили Сергея Тынянкина, который много лет занимается дополнительными занятиями со школьниками.

 

- В этом году среди выпускников в Волгограде нет ни одного стобалльника. В прошлом году их было восемь…

 

- Причина прошлогоднего всплеска в том, что задания ЕГЭ по математике были выложены в Интернете за две недели до экзаменов. В предыдущие годы «выкладки» были, они были похожими, но не те же. А в прошлом году – один в один.

 

-  Тенденции такова, что в предыдущих 2012 и 2011 – снова никого. Это значит, не осталось потенциальных Чебышевых и Лобачевских?

 

- Не надо гнаться за сто баллами, тем более, в математике. Практика показывает, что стобалльник – это зачастую притянутый за уши результат. Или результат махинаций во имя раскрутки какого-нибудь мыльного пузыря – «чудо-учителя». Иногда оценку снижают из-за досадных описок – скобка не там поставлена или иные технические ошибки. С нервным напряжением справляются не все подростки. 70 – 80 баллов – это уже очень хороший показатель. Если школьник их набирает, вузы засыпают его предложениями стать именно их студентом.  Выпускники же вписывают свой емейл, и университеты потом сами объявляются с электронными письмами и предложениями.

 

- Как вообще вы оцениваете задания ЕГЭ?

 

- До недавнего времени было три группы заданий: А, В и С. «А» – это вообще элементарный уровень, свидетельство того, что человек приходил в средненькую школу. Сейчас этой группы нет. Задания группы «В» дают количество баллов, необходимое претендентам на поступление в волгоградские и другие провинциальные вузы. Но честно говоря, там математикой не пахнет, потому что нужно лишь вписать в клеточку правильный ответ, а его можно списать, как-то схитрить. Группа «С» - это уже математика. Я знаю, что варианты «В» и «С» готовят совершенно разные команды. Последний делают хорошие профессионалы. И если раньше это были накрученные, навороченные задачи, то сейчас задачи группы «С» более гуманны и красивы с точки зрения математики. Эти задачи требуют хорошего логического мышления и хорошего общего математического образования. Не натаскивания, а именно хорошего образования. Если выпускник правильно решает три задачи группы «С», это Бауманка или другой престижный технический вуз или хороший университет. В группе  «С» нужен не просто ответ, а текст, решение-размышление, которое не спишешь.

 

- У нас по-прежнему рулит интерес к гуманитарному образованию. Какие аргументы вы можете привести в пользу математического?

 

- Умение видеть проблему или задачу как бы сверху, в объеме. Я еду по железной дороге в локомотиве – вижу рельсы-шпалы и немного окружающий мир, поднялся на самолете – вижу дороги, пути от одного места к другому, местность в целом. В математическом образовании примерно  то же самое, если образно. Математическое образование дает умение увидеть проблему в целом, увязывать частное в целое, развивает аналитическое мышление. Системное хорошее образование  приводит также  к высокой личной дисциплине.

 

- А если в прикладном смысле? Математики – это разве не ботаны?

 

- Это прежде всего люди, умеющие видеть объемно. А такие люди почти никогда не попадутся на удочку мошенников. Маловероятно. Мошенники разводят тех, кто мыслит только «в плоскости». Сейчас не могу привести точные цифры, но где-то я видел статистику, что люди, имеющие естественно-научное образование, меньше совершают ДТП. Примерно половина учеников мехмата МГУ – крупные специалисты в банковской системе. Среди моих учеников есть те, кто занимает высокие  места в банках, и все они без исключений хорошо разбирались в математике, хотя математиками-профессионалами не стали. Среди получивших математическое  образование очень много успешных бизнесменов.

 

- Если говорить про наше среднее школьное образование? Какая из существующих программ наиболее прогрессивна? Вот в математических школах несколько лет продвигали программу Петерсон,  в этом году её скандально запретили.

 

- Ничего нового в преподавании математики изобретать не надо. Все новшества – это попытки заработать имя и подзаработать денег. Хороша только классическая модель образования. При всем моем уважении к Колмогорову и признании его, как гениального математика, его идея преподавания математики в школе оказалась провальной. Если объяснить на пальцах,  существует несколько уровней абстракции. Первый – натуральное  число: количество стульчиков, яблочек и так далее,  второй - действительные числа, третий – алгебраические понятия и так далее. То есть уровень абстракции постепенно повышается. Во-первых, основной массе школьников третий уровень уже не нужен. Во-вторых, человек может понять каждый следующий уровень абстракции, только когда хорошо понял предыдущий. А тут человечек только начинает – а ему сразу «оп»… Петерсон и прочие подобные  пытаются учить детей антилогично и антипсихологично.

 

- Так по какой программе лучше заниматься?

- Евклид, Пифагор, Архимед.  Если человек захочет идти дальше – пожалуйста, но только на базе классического образования.

 

- А что дополнительно способствует математическому образованию? Шахматы…?

- Нет, скорее преферанс. И многие карточные игры. Объясню, почему. В шахматах игрок видит всё поле, прогнозирует ходы, но видит всё это «в плоскости», без «вероятностных» возможностей. А в карточных играх часто не знает, что у других игроков «на лапе».    

 

- Вы преподаете математику уже сорок лет. Как меняются дети?

- Если раньше ученики приходили ко мне с целью поступить в волгоградский вуз, престижный московский вуз, получить хороший балл на школьных выпускных экзаменах, то последние годы конкретно ставят вопрос: как уехать из России? Значительное количество тех, с кем я занимаюсь, хочет уехать и часто уезжает в иные страны: в Германию, Швейцарию, Францию, Австралию…

 

- Получается, что вы готовите кадры для заграницы?

- Это верно лишь в некоторой мере. Хотя, хотелось бы, чтобы все они пригодились там, где родились. Тогда бы я был полностью удовлетворен своей работой. Меня так воспитали родители, с этим ничего уже не поделать. 

 

- Вот в конце июня на Совете по науке наш президент сказал, что стране нужны инженеры, и необходимо повышать престиж этой профессии.

- Пока это только слова. И никаких действий. Более того – образованные люди стране не нужны. Посмотрите, сколько за 25 лет в России закрыто научно-исследовательских институтов и открыто церквей. Не секрет уже ни для кого, что церковь пользуется государственной поддержкой. Идейным центром государства является чиновник. А науке перепадают лишь жалкие остатки.

Наталья СПЕКТОРОВА

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram