В школьном расписании время летних каникул. Кто-то уже успел улететь с родителями к тёплому морю или переехал жить на дачу и сейчас наслаждается прогулками по лесу или рыбалкой в близлежащем озере, а для кого-то семейный отдых предстоит ещё только в августе, ведь родительский отпуск гораздо короче школьных каникул. Словом, в городе осталось немало детей, кто по тем или иным причинам вынужден проводить здесь значительную часть времени. Чем же занять детей? Как родителям решить эту проблему? Возможен ли сегодня полноценный отдых детей в городских условиях?
Эти вопросы наш корреспондент Зоя Кравчук адресовала начальнику отдела по организации отдыха и оздоровлению детей и молодёжи Комитета по образованию Санкт-Петербурга Елене СПАССКОЙ.
Отдых в загородном детском оздоровительном лагере был и остаётся ответом на вопрос, где отдыхать ребёнку, пока родители не в отпуске. Однако многие опасаются отправлять маленьких детей сразу в загородный лагерь. Таким образом, лагерь на базе школы – это не альтернатива загородному отдыху, а помощь родителям в организации отдыха ребёнка до отпуска родителей.
– Елена Борисовна, когда-то были так называемые городские лагеря для ребят, которые по разным причинам остаются в городе. А как нынче организован отдых для таких школьников?
– Теперь мы называем их лагерями с дневным пребыванием. Их организовано немало – в каждом районе при школах они существуют уже давно. В нынешнем году открыто 149 таких лагерей, и за две летние смены в них смогут отдохнуть более 18 тысяч детей.
– Какова стоимость путёвки в дневной лагерь? Всем ли родителям по карману городской отдых своих чад?
– Полная стоимость путёвки на одну смену составляет 6006 рублей. Однако для детей из так называемых неблагополучных семей, многодетных и неполных отдых будет бесплатным. Путёвки для тех школьников, чьи родители трудятся в бюджетной сфере, на 80% оплачиваются из бюджета города и обходятся им в 1202 рубля.
– А как организован день городского лагеря? Чем занимаются ребята?
– По сути, это настоящий детский лагерь – ведь ребята приходят к 9 часам утра и остаются в лагере до 6 вечера – с трёхразовым полноценным питанием. Но главное – это насыщенная программа пребывания. Организаторам и непосредственным руководителям и педагогам таких лагерей приходится учитывать множество самых разных обстоятельств: и социальный статус ребёнка, его материальное положение, интересы и возможности. Все дети разные и увлечь их, заинтересовать общей темой – задача непростая.
– Для педагогов-воспитателей это ведь тоже другая сфера деятельности, иная, чем в школе?
– Именно поэтому в этом году впервые на базе Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга были организованы и проведены курсы повышения квалификации для руководителей и педагогических работников лагерей дневного пребывания по специальной теме «Организация городских лагерей дневного пребывания», подготовлены методические рекомендации, учитывающие особенности детского отдыха в городе, его специфику и сложности. Ведь детей надо не только развлекать, их нужно занять интересным делом, поэтому особое внимание в организации лагеря дневного пребывания уделяется познавательной и образовательной деятельности. В культурных программах мы стараемся использовать и сам Петербург, город великих художественных традиций, а прогулки и экскурсии для многих ребят – настоящее открытие города. Обязательно за смену будет посещение театров или концертов, зрелищных мероприятий. И конечно, спорт! Спортивные педагоги организуют для воспитанников настоящие состязания по самым разным видам. Дети получают новые спортивные навыки, учатся многим играм, которые в другое время, возможно, и недоступны им.
– А кроме спорта и кружков, есть чем ещё заинтересовать старших школьников? Ведь у них скоро наступит самостоятельная жизнь. Есть ли задача в таких лагерях сориентировать ребят на будущую профессию?
– Конечно! Вот, к примеру, на базе городских лагерей в городе Пушкине удачно, на мой взгляд, реализуется интереснейший проект «ПРЕСС-ЛЕТО». Он направлен на поддержку и развитиешкольных СМИ именно в летний период, когда можно обкатать многие начинания, которые позже начнут действовать в школах и колледжах. И главная цель – заинтересовать школьников новой и необычной профессией, позволить многим из них узнать о том, как делаются газеты или радиовыпуски в школьных радиоузлах. Ребята и сами начинают делать свои первые материалы о жизни лагеря, о его событиях и делах. А лучшие и самые интересные статьи, очерки и репортажи будут опубликованы в итоговом выпуске газеты «Шаг в лето-2014». Курируют этот проект студенты журналистских факультетов. И те школьники, кому это интересно, получают первые журналистские навыки именно в городском лагере, что делает пребывание здесь осмысленным и полезным.
Или, скажем, совсем другой проект – в Петродворцовом районном лагере «Алые паруса», который организован на базе Детского Дома Творчества, – стартует программа «Детство – это свет и радость, песни, дружба и мечты». Её цель – развитие у ребят навыков самоуправления, расширения кругозора, интеллектуальных и коммуникативных способностей. Организаторы и авторы программы придумывают тренинги, ролевые и творческие интерактивные игры, побуждают школьников к самостоятельному творчеству.
– Елена Борисовна, и всё же лето есть лето, детям хочется искупаться, поплавать, порезвиться в воде. Как с водными процедурами обстоят дела в городских лагерях?
– Во многих школах есть бассейны и городские лагеря на их базах используют летнее время для обучения плаванию под руководством специалистов. В Московском районе это программы для детей 7–8 лет «Акулята», дети 9–10 лет учатся плавать в лагере «Морские котики», ну а «Альбатрос» принимает школьников от 11 лет и старше.
Словом, летом дети разного возраста и разного социального положения не остаются без наших внимания и опеки. Для всех можно найти подходящий лагерь, чтобы ребята как следует, с пользой отдохнули во время каникул.