Украинская женщина с венком на голове, рубахой-вышиванкой, румяными щеками и красными сапожками - хохотушка, всегда готовая накормить духовитым борщом и домашними галушками – что сделала с ней подлая политика?
Для европейцев, американцев, да и для многочисленных поколений русских украинка была воплощением гоголевских повестей о загадочных русалках и чернобровых панночках, прелестных танцев под луной в венках и красных сапожках, мелодичных, берущих за душу песен, «Галю, сердынько» с мягким фрикативным «г»…
Все переменилось практически в одночасье – начавшись с отчаянных перформансов FEMEN, во время которых нежные груди украинских дев волокли по асфальту полицейские, а сами девы выкрикивали лозунги, которым позавидует суровый усатый дядька, и продолжившись пулями на Майдане. Политика, а с ней и война вошли в жизнь украинок черными масками, непримиримой, адской агрессией и холодом автоматного ствола. В Донецке одни из самых отчаянных активистов провозглашенной ДНР называются «вязаными» - это женщины среднего возраста и бабушки, готовые биться за Россию до потери сознания.
Сегодня на Украине не танцуют хороводом и не поют мелодичных песен, пишет Foreign policy. Процесс поляризации мнений, пропасть, разверзшаяся на востоке Украины, засасывает в себя и женщин – и как мирных жителей, случившихся поневоле на пути войны, и как бойцов. Недаром глава местного ополчения Стрелков-Гиркин воззвал к добровольцам и пригласил воевать женщин, коли мужчины не хотят – женщины, как существа эмоциональные, откликнулись.
Миллионы украинских женщин переживают страшный стресс по обе стороны пропасти: часть семей вынуждена была покинуть Крым, бросив нажитое, по некоторым семьям граница прошла по живому, а значит, прежде всего по женщинам.
Прокатился по украинкам и Майдан – кто-то из них потерял там родных и близких, сыновей, братьев, возлюбленных, кто-то навсегда расстался с друзьями и родными из-за непримиримой вражды, кто-то стал участницами легендарной Сотни 39, мифического женского батальона, и видел кровь и ужас. Одна из активисток Майдана, журналистка Ирма Крат, несмотря на свой слабый пол, уже более месяца сидит в подвале Славянска в заложницах – и о мужчинах все сокрушаются, а о ней предпочитают молчать. Ее обвиняют в том, что она якобы участвовала в нападениях на бойцов «Беркута» и пытках, теперь пытают ее саму.
Женщины строили баррикады в Киеве, Одессе, Донецке, заливали коктейли Молотова в бутылки и кидали их друг в друга и мужчин, и рыдали потом по обе стороны баррикад от разбитого навеки сердца – слезы и кровь не имеют политической окраски. Женский батальон есть и по другую сторону границы – легенды о «Правом секторе» и о русских танках, движущихся на Киев распространяемые мужчинами, заставляют доведенных не поддающимся осознанию кошмаром до состояния экзальтации женщин вставать под ружье и напяливать на голову черные маски, а на тело – камуфляж вместо вышиванок. И эмоции их, и гнев порой сильнее, чем у мужчин, втягивающих в свои военные игры слабых – такова женская природа.
«Девочки, мы даем вам шанс: прекратите, или вас просто не будет», - заявляет на попавшем в сеть видео женщина в камуфляже якобы в Луганске, обращаясь к женщинам Киева, которых они подозревают в убийствах своих земляков. Женский батальон готов идти на женский батальон – ноу-хау войны на Украине.
Американский журналист Анна Немцова отметила, что художники, не менее эмоциональные существа, чем женщины, предчувствовали подобный поворот – незадолго до событий на Украине, когда ничто еще не предвещало трагедии, в художественных галереях появилось сразу несколько работ, на которых нежные украинки с кудрями держали в руках автоматы и гранаты, балерина в поясе шахида танцевала последний безумный танец, а красавица поигрывала вместо конфеты пистолетом из шоколада.
Украинских женщин довели до полного отчаяния – они уже не верят никому, не верят, что мужчины способны их защитить от воровства, нищеты, безмерной наглости властей и слипшихся с ними, как сиамские близнецы, бандитов. А мужчины и не пытаются стать мужчинами – наоборот, призывают на бой, втягивают в безумные фантазии, отравляют своими комплексами и надеждами на будущее, которое по сути – несбывшееся прошлое. «Что-то пошло не так. Демон войны выскочил из бутылки, и женщины собираются в отряды и берут оружие», - полагает Наталья Заболотина, музейщик из Киева, пытающаяся бороться за освобождение из заложников Славянска донецких художников Павла Юрова и Дениса Грищука, сидящих в застенках уже более месяца. «Я все-таки надеюсь, что большинство украинок хотели бы переплавить оружие, как шоколад, достать вновь из семейных сундуков прелестные национальные костюмы и сплясать гопак», - пишет Анна Немцова.
Фото Foreign Policy