Сделать вначале что-то плохое, чтобы потом совершить что-то хорошее – так нередко бывает в современной России. Например, многие помнят историю, развивавшуюся вокруг Химкинского леса несколько лет. Но, оказывается, чиновники по всей стране готовы, особо не раздумывая, что-нибудь, да вырубить, чтобы потом на этом месте построить что-нибудь хорошее и очень нужное. Если нет под руками леса, то и роща сойдёт.
События вокруг городского парка «Красная весна» в Новочеркасске напоминают съёмки какого-то очень экспериментального фильма. Но это «авторское кино» уж через чур странноватое: какой-то детектив с привкусом абсурда, да ещё и с элементами драмы и даже комедии.
Дело в том, что интересы жителей и властей споткнулись о заповедные места и… диаметрально разошлись. Решение о вырубке значительного по площади участка рощи «Красная весна» было принято администрацией Новочеркасска в 2013 году. По официальной версии, цель вырубки – освобождение места для строительства двух детских садов.
Однако, по мнению многих экспертов и значительной части горожан, выбранное место совершенно не подходит для этой цели, так как ближайший жилой микрорайон отделён от рощи многополосным путепроводом с интенсивным движением в любое время, а строительство надземного/подземного перехода в данном проекте не предусмотрено. В таких условиях невозможно без риска для жизни водить детей в детские сады, даже если они и будут построены в этом месте.
Помимо этого, на территории рощи (правда, на её окраине) располагается противотуберкулёзное лечебное учреждение. Подобное соседство недопустимо для детских садов. Поэтому экологическая комиссия Общественной палаты Новочеркасска в этой связи выдала отрицательное заключение относительно допустимости строительства здесь детских дошкольных учреждений.
Многие жители считают, что планы по уничтожению части рощи «Красная Весна» под предлогом якобы строительства там детских садов в действительности связаны с предполагаемой коммерческой застройкой освобождаемой от зелёных насаждений территории. Мол, для мэрии главное, «зацепиться» в этом месте: то ли построят на месте срубленных деревьев детсады, то ли нет, а новые коммерческие постройки уж точно вырастут здесь, «как грибы после дождя».
На недавнем митинге в защиту рощи бывший мэр Новочеркасска Анатолий Кондратенко заявил: «Эта роща - это действительно лёгкие города. А та команда, которая сейчас пришла к власти в городе, проживает за его пределами. Они все приехали из других городов. Им не важно, есть роща или нет. Будучи мэром, я предлагал несколько мест, где можно построить не два, а три, как минимум, детских сада».
По словам Анатолия Кондратенко, сначала роща будет вырублена. Потом последует заключение санэпидемстанции о том, что рядом с кладбищем и тубдиспансером строить детские садики нельзя. А поскольку рощи уже не будет, значит, освободившееся место можно будет отдать под особняки или торговые центры.
В связи с этим, стоит, наверное, вспомнить историю рощи, которая так серьёзно развела в разные стороны интересы жителей Новочеркасска и муниципальных чиновников. Войсковой наказной атаман Николай Краснокутский правил на Дону с середины 70-х до конца 80-х годов прошлого столетия. В самом конце его правления были сделаны первые значительные шаги по озеленению города. В 1880 году новочеркасские власти произвели обширные посадки загородной рощи, которую и стали называть в честь атамана - «Краснокутской».
В дореволюционном Новочеркасске хорошо понимали, что загородная роща превратилась в своеобразные гигантские лёгкие города. В газетах не было недостатка в пространных рассуждениях об исключительной ценности рощи для обитателей донской столицы. Для расквартированной в городе Донской казачьей отдельной сотни было предоставлено право вести вырубку зарослей в роще «с целью отработки навыков владения шашкой». И не специалисты-лесоводы, а лихие рубаки занимались расчисткой непроходимых дебрей, образовавшихся там. Вскоре по городу стала гулять шутка о том, что, если лихих рубак вовремя не остановить, то они могут вырубить и всю рощу целиком. Узнав о масштабах вырубки, городские власти затребовали с казаков деньги за это. Конфликт, в конце концов, уладили, но разговоры о том, что Краснокутскую рощу чуть было не вырубили шашками, в городе курсировали ещё долго.
Современный конфликт, связанный с «зелёными лёгкими» Новочеркасска, несколько дней назад вступил в острую фазу, и разгорелся с новой силой. 2 мая началась вырубка рощи, которую осуществляли нанятые вырубщики-гастарбайтеры под охраной местных полицейских. Прибывшие на место жители пытались остановить вырубку и выяснить, на каком основании она осуществляется. Депутату городской Думы от партии КПРФ Виктору Мойсеюку было показано разрешение на вырубку, выданное ростовской компании ООО «РостСтройКонтракт». Однако её представителей на месте проводимых работ не оказалось.
В адрес депутата и горожан начали высказываться угрозы со стороны неизвестных лиц, которые прибыли в рощу на машинах без номеров. Охранявших вырубку полицейских это обстоятельство нисколько не смущало, и они не вмешивались в происходящее. Вырубку удалось остановить только после прибытия на место сотрудников ДПС, попытавшихся выяснить принадлежность автомобилей без номеров.
«Мы уже с декабря проводим митинги и пикеты, и собираем подписи горожан, которые против вырубки, – рассказала участница инициативной группы по защите «Краснокутской рощи» Елена Шилова, – и мы однозначно будем продолжать эти акции – многие жители Новочеркасска по этому вопросу настроены очень решительно».
Сейчас ситуация противостояния власти и граждан в Новочеркасске достигла апогея. В городском парке (которым, по сути, является роща) круглые сутки дежурят представители инициативной группы, защищающей рощу. Люди, вооружённые садово-огородным инвентарём - лопатами и вилами - сменяют друг друга, и не оставляют деревья без присмотра ни на минуту.
«Я готова пожертвовать своей жизнью за эту рощу, – заявила ещё одна участница инициативной группы Анна Бенко, – ведь понятно же, что вырубка «зелёных лёгких» Новочеркасска началась в чьих-то конкретных коммерческих интересах».