Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 18(410) от 22.05.2014

Первый парень и деревня

, 17:54

Уже одиннадцать лет в Саратове работает комплекс «Национальная деревня». О секретах долгожительства проекта «НА» рассказал министр Саратовской области, руководитель комитета общественных связей и национальной политики Борис ШИНЧУК.

- Есть предположение, что первая национальная деревня появилась именно в Саратове. Насколько оно верно?

– Это не предположение, это исторический факт. В 2003 году я высказал эту идею лидерам национальных диаспор и губернатору. И все её поддержали. Губернатор дело в долгий ящик не откладывал: «Давайте строить! 9 мая придём открывать первую улицу!» А дело было 26 апреля.

– Две недели на строительство? Вы решили построить «потёмкинскую деревню»?

– Нет. Это у губернатора планка всегда была очень высокой. Народ поулыбался – посмеялся – поудивлялся. Но начали строить. Сейчас деревня начинается с русского двора, и это правильно. Но исторически первой, на пересечении двух улиц, построилась армянская община. Следующими были грузины. Потом поставили русский дом. В деревне всё действующее – даже печки во всех домах работают. Ничего «потёмкинского» нет. Хотя проекты менялись, дворы перестраивались. И до сих пор они перестраиваются. Когда спрашивают, когда закончится строительство деревни, отвечаю: «Никогда. Этот процесс должен идти непрерывно».

– Какова концепция саратовской национальной деревни?

– Принципиальны две вещи. Первая – это объединяющая идея. Деревня позволяет представителям разных народов больше узнавать друг о друге и общаться между собой. Вторая, глобальная, концепция: деревня – это место семейного отдыха. Потому что, я уверен, что именно с детства нужно закладывать понимание того, что Россия – большая многонациональная семья. Ведь говорят же: если не говорить с детьми о Боге, то потом всю жизнь будешь говорить с Богом о детях.

– Конкретные требования к подворьям есть?

– Во-первых, каждое подворье – мини-этнографический музей. Во-вторых – место, где может собираться община. В‑третьих – наличие национальной кухни, так как именно кухня лучше всего передаёт национальный колорит. Почти библейский момент: где ещё разделить хлеб с кем-то, как ни на национальном подворье? Но когда обсуждали идею, всяк понял по-своему. Удивила одна украинская организация, которая начинала строить украинский хутор: кусты на пригорке вырубили, а стройку всё никак не начинали. На мой вопрос, в чём, мол, дело, лидер ответил: «Привезём к празднику горилку, сало, лавки и столы. А  больше хохлам ничего не треба!» У меня родители с Украины. Мне эта тема близка и понятна: дома всегда говорили на украинском, пели песни. Поэтому, когда мы стали сотрудничать уже с другой организацией, я на отработанном проекте написал не «Утверждаю», а «Гарно!».

– А правда, что деревню чуть было не ликвидировали?

– Да, отношение предыдущего губернатора – П.Л. Ипатова – к национальной деревне было, мягко говоря, прохладным, он искренне не понимал, зачем она вообще нужна. Нынешний же глава региона В.В. Радаев – частый гость Национальной деревни.

– Сколько сейчас подворий в национальной деревне Саратовской области?

– Шестнадцать. Сначала появилась первая улица – Дружбы народов. К следующему празднику — еще кусок. Соседи армян — грузины. Строились параллельно. Все строители на ближайшей полянке вместе жарили шашлыки. Регулярно заходили друг к другу «на рюмку плова». И когда монументальное каменное строительство армян завершилось возведением красивого столь же монументального забора, они сразу же прорубили сбоку дополнительную калитку: чтобы друзьям-грузинам было удобно к ним в гости ходить! Это ли не доказательство того, что идея дружбы воплотилась? В нашей деревне своя география: армяне соседствуют с украинцами, украинцы — с корейцами, белорусы — с узбеками. Все очень дружат между собой. Например, когда азербайджанцы строили здесь свою Девичью башню, не стали делать ее такой же высокой, как в Баку. Потому что напротив уже была башня, построенная дагестанцами. И лидеры дагестанской и азербайджанской общин, которые очень дружны, договорились сделать башни одной высоты. Так работает география дружбы народов.

– На чьи средства живет деревня?

– Первые два года деревня полностью жила на деньги общественных организаций и спонсоров. Люди загорелись этим проектом и с удовольствием помогали. С коммуникациями помогла область. Для этого все общественники создали некоммерческое партнерство, все свои строения передали в собственность области, а та сдала их им же на 49 лет в аренду, безвозмездно. Но поскольку это стало собственностью области, у нас появилась возможность оформить землю, провести канализацию и воду. И, по-прежнему, на развитие деревни из госбюджета мы ничего не тратим. Прибыль, позволяющую поддерживать жизнедеятельность деревни, приносят национальные кафе и вложения национальных общин.

– Чтоб в деревню ходили регулярно, там должно что-то постоянно происходить интересное? Иначе, раз пришел, посмотрел и больше не появишься.

– В деревне круглогодично проходят разные фестивали и праздники, организуются мастер-классы и кружки. Международными стали фестиваль «Казачьи кренделя», конкурс национальной красоты. Постоянную популярность приобрели фестивали «Саратовские бабушки», «Саратовские дедушки», «Русская окрошка», «А. ну-ка, парни» – все и не перечислишь. Ведь задействованы все выходные дни. Кстати, ни одно мероприятие не принадлежит какому-то конкретному народу. Они общие. Когда у посетителей спрашивают, на каком празднике побывали, люди отвечают – «на народном»! Значит, достигаем желанной цели. Потому что нельзя в приказном порядке заставить уважать соседа, это можно только привить. И самый короткий, правильный и верный путь — через культуру. Горожане гордятся деревней, всех гостей города водят сюда на экскурсию. И сами досуг с удовольствием проводят все больше не на дачах, а в этнографическом комплексе «Национальная деревня народов Саратовской области»!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram