Аргументы Недели → Общество № 9(401) от 13.03.2014

Разрешите вернуть!

Некачественный товар обмену и возврату… подлежит?

, 17:31

В отдел социальных проблем приходит множество писем с жалобами на беспредел продавцов в магазинах, не желающих менять или принимать обратно товар ненадлежащего качества. При этом ответ, как правило, один: «По закону не положено!». Корреспондент «АН» попытался разобраться в том, что делать, если покупку по каким-то причинам хочется обменять или возвратить.

Как пояснил «АН» практикующий юрист Чермен Дзотов, в случае обнаружения в покупке брака вернуть или обменять можно абсолютно любой товар, причём в течение двух лет с момента приобретения, если более длительные сроки не установлены законом или договором (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Правда, процедура обмена или возврата может быть различной. В частности, особый порядок предусмотрен для технически сложных товаров (например, автомобилей или бытовой техники). Их перечень утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. №924 и включает в себя 12 наименований. В течение первых 15 дней с момента покупки подобные товары можно вернуть или обменять, если обнаружатся недостатки любого характера, даже самые незначительные. Также нужно заметить, что моментом покупки считается не дата оплаты, а тот день, когда товар доставили покупателю. Если, например, холодильник привезли покупателю со склада через две недели после заказа, срок нужно считать с того дня, когда товар передали «из рук в руки».

Когда срок в 15 дней истёк, вернуть или обменять технически сложную покупку в оставшееся время (до истечения двух лет с момента приобретения) можно лишь при соблюдении некоторых условий. В частности, выявленные недостатки должны проявляться неоднократно и не поддаваться устранению (или починка вещи слишком дорого стоит). В числе прочих оснований – срыв сроков гарантийного ремонта (45 дней), а также слишком долгое пребывание вещи в ремонте, когда её невозможно использовать по назначению более 30 дней в течение гарантийного года.

Чтобы в течение двух лет вернуть или обменять некачественный товар, который не относится к технически сложным изделиям, покупателю при несогласии продавца с приведёнными доводами придётся самостоятельно доказывать наличие брака. В течение гарантийного срока экспертизу должен за свой счёт провести продавец. За пределами этого времени такой обязанности нет, и тогда это может сделать покупатель. Если продавец не выполнил требование, впоследствии можно через суд взыскать штраф в размере 50% от присуждённой в пользу потребителя суммы.

«Нужно знать, что можно не только полностью вернуть деньги за товар или получить взамен аналогичный, – дополняет адвокат Дмитрий Айвазян. – Также есть возможность получить взамен ту же вещь другой марки или модели с перерасчётом цены, потребовать незамедлительно и безвозмездно устранить недостатки купленной вещи или возместить расходы на её ремонт. Кроме того, можно оставить вещь у себя, но при этом потребовать вернуть часть стоимости покупки».

Отметим, что основания из серии «не понравилось» и «не подошло» также могут стать причиной для обмена и возврата некоторых товаров, даже если нет претензий к их качеству (ст. 25 Закона «О защите прав потребителей»). Тем не менее важным условием является то, чтобы указанный товар ещё не был в употреблении (то есть были сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки).

Как пояснила «АН» юрист Дарья Погорельская, совершить возврат можно в течение 14 дней с момента покупки. Правда, такое возможно лишь с теми приобретениями, которые не входят в специальный «запретный» перечень (утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55). В него, например, включены уже упомянутые технически сложные товары, а также лекарства, медицинская техника, ювелирные изделия, предметы личной гигиены, посуда, животные и растения, мебель, книги. Остальные непродовольственные товары в течение установленного срока можно и возвращать, и обменивать. К слову, ситуация, когда чек на товар утерян, вовсе не означает, что покупатель лишился шанса вернуть покупку. Закон, безусловно, требует подтвердить оплату товара, но при невозможности это сделать допускается и обращение к свидетельским показаниям.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram