Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 8(400) от 06.03.2014

Калмыцкая масленица

, 19:48

«Разорительница», «разгульная», «обжорная» – говорили о Масленице на Руси. Народ был уверен, что, если проводить зиму плохо, не оторваться на масленичной неделе на полную катушку, весь год человека будут преследовать сплошные неудачи. Да и природе нужно помочь проснуться, пробудиться от зимнего сна. Потому каждый считал своим долгом помочь прогнать зиму. Кстати, к встрече весны подобным образом относились не только славяне. Калмыки свой Цаган – праздник наступления весны, пробуждения природы – отмечают с неменьшим размахом.

Говорят, когда-то у калмыков не праздновали дней рождений, но раз в году в Зул (день прибавления возраста у калмыцкого народа) – прибавляли себе год. Дата праздника ежегодно исчисляется по лунному календарю. А ровно через два месяца после этого отмечали Цаган – праздник наступления весны, пробуждения природы. В этом году праздник пришёлся на 2 марта. Другими словами, прямо на последний день масленичной недели. Название праздника переводится как «белый», что неслучайно. С белым цветом у калмыков ассоциируется всё чистое, светлое.

Подготовку к празднику начинали задолго до его наступления. Наводили порядок в жилищах, устраивали большую стирку, шили наряды. К праздничному столу отбирали самых жирных баранов, ведь угощение без мяса у калмыков сложно себе представить. Резали скот заранее, в дни праздника это делать запрещалось. Старались испечь как можно больше борцоков (праздничное калмыцкое угощение из теста, зажаренного в кипящем масле. – Прим. ред.), что должно было по поверьям способствовать росту поголовья скота.

Кстати, считалось, что природа должна подать сигнал о своём пробуждении. Помогал в этом сложном деле… нет, не ёжик, как в Древнем Риме. Не барсук и не медведь, которые служили весенне-зимними барометрами в Германии. И не сурок, которого так любят в Америке. Калмыки доверяли весенний прогноз суслику, который должен был появиться из норки. Специально уходили из селений в степь, чтобы проверить, выглянет или нет. И частенько суслик надежд не обманывал, выглядывал.

Особое внимание в Цаган уделялось приветствию, с которым люди обращались друг к другу. Тех, кого в этот день встречали, было принято спрашивать о том, как они и их скот вышли из зимовки. В ответ было принято говорить: «Всё хорошо, и мы, и скот наш перезимовали без потерь». При этом тот, кто младше, должен был протянуть старшему обе руки. Тот протягивал в ответ одну правую. Оба повстречавшихся склонялись в небольшом поклоне.

На праздник наряжались в лучшую одежду, готовили самые любимые блюда. Цаган старались отметить весело, широко. Дети ходили в гости к родственникам, где вдоволь наедались сладостями. Существовало поверье – как встретишь весну, так и урожай снимешь.

В этом году праздник в Калмыкии встретили хорошо. С утра во всех хурулах (калмыцких храмах) несколько часов шли торжественные службы, посвящённые покровительнице калмыков – богине Окон Тенгри. После обеда жители республики разных национальностей дружно веселились в парках и на площади, где лакомились сразу и цагановскими борцоками, и масленичными блинами!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram