События на Украине заставили затрепетать российские элиты. Из-за полной политической импотенции отечественных чиновников, из-за проспавшего все события в Киеве бывшего министра здравоохранения, а ныне посла в Киеве М. Зурабова Кремль оказался перед нелёгким выбором. Признать правительство националистов и фашистов невозможно по определению. Не признать – как вести переговоры по газовому вопросу, как восстановить практически разрушенные революцией промышленные связи? Что делать с русскими в восточных областях, в Крыму? Как отстоять базу ВМФ в Севастополе? Где в конце концов поставить запятую в сакраментальном вопросе: «казнить нельзя помиловать»? На вопросы «АН» отвечают директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН и научный директор Германо-российского форума немецкий политолог русского происхождения Александр РАР.
Директора института стран СНГ Константина Затулина, вероятно, самого информированного специалиста по Украине, практически невозможно застать в Москве. В кабинет очередь. Интервью постоянно перебивается звонками из Крыма и восточных областей. Он держит руку на пульсе событий, отвечает подробно и обстоятельно.
Граница по Днепру
– Константин Фёдорович, можно ли говорить о назревающем разломе Украины?
– Сейчас никто не сможет точно ответить на этот вопрос. Но совершенно точно можно сказать, что кучка людей, захвативших власть в Киеве и действующих под диктовку радикальных сил в Верховной Раде, своими решениями всё больше и больше провоцируют раскол страны. Вместо каких-то примирительных жестов для предотвращения раскола с восточными регионами, с Крымом они отменяют скромные гарантии по русскому языку, недавно принятый закон об охране памятников героям и жертвам Великой Отечественной войны, об ответственности за преступления фашизма и коллаборационизма.
Сносят памятники Ленину, которому Украина обязана своей государственностью, памятники жертвам фашизма, даже до Кутузова добрались. Это просто вакханалия. Запуганная боевиками Верховная Рада штампует и отменяет законы буквально под дулом автоматов. В аэропортах, на дорогах, вокзалах дежурят молодчики со списками врагов украинского народа. Украина погрузилась в тёмную ночь, ни о каком празднике демократии и европейских ценностях речь не идёт.
– Севастополь, Крым в целом категорически не желают выполнять распоряжение новых властей в Киеве. Что Россия должна и может сделать в этой ситуации?
- В феврале исполнилось ровно 60 лет печально известному постановлению Верховного Совета РСФСР о передаче Крыма. Люди в Крыму изо всех сил держатся за связи с Россией. Во время «оранжевой» революции антироссийские настроения активно пытались внедрить. Ничего не вышло. Сейчас Севастополь, другие города Крыма, несмотря на угрозы, запугивания, сопротивляются перевороту.
Конечно, Россия уважает межгосударственные договоры, по которым Крым является частью территории Украины. Но, между прочим, главное признание границ Украины зафиксировано в российско-украинском Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве (Большой Договор). Нет и не предвидится дружбы, сотрудничества и партнёрства – значит, нужно возвращаться к вопросу. Главное на данный момент – крымчане требуют твёрдых гарантий безопасности и самоуправления, республиканского статуса Крыма и не доверяют бандеровцам с Майдана. Киев сам сейчас подталкивает Крым к настроениям возвратиться домой, в Россию. Люди, которые сегодня пришли к власти, думают не о переговорах, не о гарантиях, они предпочитают сценарий «бури и натиска». Ясно, что на каком-то этапе это выльется в конфликт.
Россия пока внимательно наблюдает за ситуацией не только в Крыму, но и в других русскоязычных регионах. И, как любая другая страна, она ничего для себя исключать не может. Если украинские власти развернут боевые действия, то Россия не сможет остаться безучастной. Народ не даст нашей власти спокойно наблюдать за избиением соотечественников в соседней стране. Это должно быть всем понятно.
– Сейчас в Крыму находится группа депутатов Госдумы. Украинская пресса пишет, что они буквально раздают российские паспорта крымчанам…
– Есть много стран, в том числе Россия, Германия, США, в которых возможно двойное гражданство. Население Крыма всегда, а особенно сейчас, выражало желание наряду с украинским иметь в кармане и российский паспорт. Но Украина всегда комплексовала по этому поводу. При этом закрывала глаза на то, что многие министры, депутаты, олигархи имеют двойное гражданство – американское, израильское. Когда в 90-е годы в Крыму работала консульская группа МИД России, было подсчитано, что на то, чтобы выдать всем желающим крымчанам российский паспорт, уйдёт 150 лет. Но мы сами, к сожалению, до сих пор не поощряем упрощённый порядок и двойное гражданство для наших соотечественников.
На самом деле, даже если весь Крым будет населён гражданами России, – это не означает его автоматического перехода под нашу юрисдикцию. В создавшейся ситуации было бы странным, если бы крымчане не просили российского гражданства. Пока в Киеве будут царить нравы «революционной законности», таких просьб будет всё больше и больше.
В Крыму сейчас действительно находится группа российских депутатов. Они приехали по приглашению Верховного совета Крыма поговорить с людьми, понять обстановку. Они, конечно, высказываются: депутаты не могут набрать в рот воды и делать вид, что ничего не происходит. Заявление об упрощённой процедуре выдачи российских паспортов уже опровергли (и зря), паспортов в чемоданах не привозили. У «оранжевых» от страха глаза велики. Так что воевать они там не собираются.
– Вы не исключаете вооружённых провокаций со стороны националистов в русскоязычных регионах?
– Я их не только не исключаю, я их предвижу. Сейчас бандеровский «Правый сектор» собирается отправить в Крым так называемый поезд дружбы с боевиками. Хотят привести к власти на Востоке и в Крыму своих гауляйтеров. И хотя ситуация на всём полуострове не представляется такой определённой, как в Севастополе, но Верховный совет Крыма пока выдерживает давление.
Марш, марш, «правый»
– При международном посредничестве были подписаны соглашения между Януковичем и оппозицией о выборах президента в декабре. Затем были кровавые сутки на Майдане, и посредники куда-то пропали…
– Они сейчас радуются событиям в Киеве. Поразительный пример двурушничества и нарушения собственного слова – вместо того чтобы покаяться и осудить нарушение обязательств, которые посредники гарантировали!
На самом деле Европа создала себе проблему – отдала власть в руки откровенных неонацистов. Разоружить бандеровцев без проведения спецоперации невозможно. Но проводить её просто некому.
– Какую роль сейчас играет «Правый сектор»?
– Он диктует условия так называемому политическому крылу власти. Тем же соратникам по Майдану. Лидер «правых» Ярош откровенно запугивает всех – и врагов, и «друзей».
– Почему на востоке протесты не так активны, как на Майдане в Киеве?
– Всё дело в верхушке. Она предала не только саму себя, но и миллионы жителей. Она сделала людей заложниками своей бестолковой, безграмотной политики. Тот же Янукович своим соглашательством, своей нерешительностью не дал востоку выстроить систему самообороны, защиты людей. А, как трус и шкура, искал, на кого бы переложить ответственность. И в результате сбежал.
– Как пройдут выборы президента 25 мая?
– А почему вы считаете, что они пройдут? И тем более, что их так называемые результаты нужно признавать? На востоке и в Крыму собираются бойкотировать выборы. Во всяком случае отказаться их проводить и признавать до получения твёрдых, по сути федеративных, гарантий своего статуса самоуправления и безопасности. Такой прецедент был в России, когда референдум по Конституции и выборы в Первую Госдуму в Татарстане прошли через полгода, только после подписания федеративного договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью.
Конечно, Михаил Добкин, губернатор Харьковской области, уже объявил о своём желании участвовать в выборах президента. Своим согласием баллотироваться он легитимизирует сам факт переворота. По сути, выступает пособником Киева. Ему, конечно, не дадут даже приблизиться к власти. Так что выборы пройдут в страхе, запугивании оппонентов из восточных регионов с заранее известным результатом. Вначале надо было договариваться о правах регионов, а затем уже проводить избрание президента, но в совершенно другой обстановке.
– Кто станет первым лицом? Тимошенко?
– Она уже вступила в игру и расставила своих людей на ключевые посты. Сама же отступила в тень, чтобы дать возможность временной власти провалиться. Сейчас она устранилась от того, чтобы разгребать «конюшни» Майдана. А затем появится «вся в белом». Внутри майданных революционеров уже разворачивается схватка за власть. С помощью люстрации убирают бывших депутатов, министров, расчищают себе поле.
– Как в России аукнутся эти события?
– Есть серьёзные пробелы в осуществлении внешней политики. Главные – в безынициативности чиновников. Они стремятся быть подальше от дел на Украине, которые сулят хлопоты. Сейчас лично на Владимира Путина свалилась тяжесть принятия сложнейших решений, личного разруливания российско-украинских проблем.
Мы стоим на исторической развилке. В такие моменты решаются многие задачи на десятилетия вперёд. Главное – не суетиться с признанием переворота. Партия может закончиться неожиданно для тех, кто начал её разыгрывать.