Более 900 дней в ливийской тюрьме томятся двое российских граждан. Рядом 19 украинцев и трое белорусов. Заложники боевиков, все православные христиане, обратились к патриарху Кириллу с письмом последней надежды.
Пленники приехали в Джамахирию перед самой войной для работы на нефтяных скважинах. Там и были захвачены боевиками, воюющими против Каддафи. С какого перепуга граждан России Александра Шадрова, Владимира Долгова, их белорусских и украинских товарищей объявили военнослужащими армии Каддафи, остаётся загадкой.
«За время плена мы испытали многое. Прошли почти через десяток судебных заседаний, приговорены к десяти годам заключения, и один человек – к пожизненному заключению. Через один год и три с половиной месяца решение суда было отменено. Теперь на протяжении полугода мы не осуждены, но дело наше не рассматривается, а рассмотрение переносится из месяца в месяц. Процесс носит явный политический характер и требует вмешательства авторитетных людей и организаций», – рассказывают заключённые в письме на имя патриарха.
Поначалу официальные российские власти вообще отрицали присутствие Шадрова и Долгова на территории Ливии. Затем начались робкие контакты с новыми властями страны. Иногда кто-то из сотрудников посольства посещал пленников. Однажды, как стало известно «АН» из дипломатических источников, боевики из Зинтана предложили отдать всех пленников «оптом» за несколько миллионов долларов. Предложение заглохло в чиновничьих коридорах. В сентябре в Зинтане побывала российская делегация, встретилась с задержанными. Потом, видимо, стало не до этого. В начале февраля в Триполи после вынужденного бегства вернулось наше посольство. Официальные представители МИД говорят, что теперь работа по освобождению пленников «активизируется». Но, похоже, в тюрьме Зинтана этому не верят.
«Незнание обстановки и перспектив работы по нашему вызволению подвигло нас к мысли обратиться к Вам за помощью, Ваше Святейшество, как к человеку многоопытному и авторитетному», – пишут патриарху заключённые.
Неделю назад мы полностью выполнили контракт по поставке ливийской армии 10 усовершенствованных самоходных противотанковых ракетных комплексов (СПТРК) «Хризантема-С». Никаких жёстких условий по освобождению наших ребят Триполи при этом не выдвигалось. Оружейный контракт – это святое.