Вообще-то отцом сегодняшнего праздника розовых сердечек и объяснений в любви надо бы считать английского поэта четырнадцатого века Джеффри Чосера впервые описавшего это мероприятие в поэме «Птичий парламент».
Не менее философичный, чем «Божественная комедия» роман-аллегория заканчивается праздником в честь святого Валентина – дня, согласно верованиями той эпохи, когда птицы объединяются в пары, чтобы вить гнезда и выводить потомство.
К Чосеру же, утверждают историки, праздник угодил из легенд средневековой Европы.
По одной из них, римский император Клавдий II удумал, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй лучше сражается на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться. Но один простой священник, а по совместительству полевой врач Валентин, который сочувствовал несчастным влюблённым, тайком, под покровом ночи всех переженил. Но этот демарш довольно быстро был раскрыт, будущего святого посадили в темницу и приговорили к смертной казни. Но на этом история не закончилась: дочь тюремного надзирателя, нежная девушка Юлия, помогавшая отцу, разносила еду заключенным. И вот когда она принесла скудную пищу приговоренному к смерти священнику, глаза их встретились, и они, конечно, сразу полюбили друг друга. Судьбу нарушителя закона это не изменило, но перед казнью он успел написать любимой признание в любви — валентинку, которую подписал «Твой Валентин». Получила Юлия послание уже после казни любимого 14 февраля 269 года.
По другой легенде, римский патриций, тайный христианин Валентин, обративший в новую веру своих слуг, однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу все трое были задержаны стражей. Патриция Валентина, человека благородного, отпустили, но он не бросил единоверцев-плебеев, а написал им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания осужденным новобрачным должна была передать слепая девочка, но в последнюю минуту Валентин сам отправился в темницу и уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. А потом, отправляясь на казнь, передал последнее письмо веры и любви той самой слепой девочке, которая от этого прозрела и стала красавицей.
Но это легенды. Историки же утверждают, что в древние времена детская смертность была так высока, что, например, в 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер из-за практически эпидемии мертворожденных и выкидышей. И тогда, согласно традиции люди обратились за советом к оракулу, который возвестил, что для повышения рождаемости необходим … обряд телесного наказания (порки) женщин кожей жертвенных животных.
Эту кожу получали из шкур зверей, убитых как раз 14 февраля на том месте, где волчица выкормила основателей Рима Ромула и Рема.
В этот день тут проводили праздник Lupercalia (лат. lupa — волчица), во время которого и приносили божественной волчице жертву.
А потом из шкур делали бичи, которыми и пороли бездетных и малодетных.
Выглядело это так: после пира молодые люди брали бичи, голыми бежали по городу, и хлестали всех встретившихся на пути женщин. Надо сказать, дамы охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды. Говорят, что в праздничной порке принимал участие даже сам Марк Антоний. Завершалась пробежка на святой горе, где выпоротые женщины тоже раздевались догола. И тут начиналось.
Празднество это было так популярно, что даже когда христиане отменили языческие ритуалы, справиться с этим им оказалось совсем непросто. Уж больно древние у праздника были корни.
Ежели закопаться еще дальше вглубь истории, то выяснится, что день святого Валентина восходит к древнеримским Луперкалиям — весеннему празднику плодородия в честь «лихорадочной» любви Юноны Февральской и покровителя скотоводов и стад Фавна, прозванного Луперком за то, что был страшным врагом волков.
Фавн такое древнее существо, что люди даже и не знали толком – бог он или дьявол. Лесной бог, живущий в чащах, уединённых пещерах у шумящих источников, научил людей приручать животных, доить коров, ловить птиц, выращивать виноград и делать вино. Сам любитель горячительных напитков, он не только предсказывал будущее, но и иногда являлся ночными кошмарами.
Покровитель плодородия, он по весне доводил женщин до панического страха: следуя завету Плодитесь и размножайтесь, он без разбору гонялся за всеми существами женского рода – будь то богиня, нимфа или простая римлянка. Лишь один день в году это развлечение разудалого бога людей не пугало: как раз в середине февраля, когда природа просыпалась, и без лихорадочной любви вряд ли могла принести по осени богатый урожай.