Разгром Российской академии наук, падение уровня подготовки школьников и студентов и возвращение к петровским временам, когда надо было звать иностранцев, чтобы научили нас уму-разуму, – большинство нововведений, продвигаемых Министерством образования и науки, у многих вызывает ощущение кризиса, конца всего сектора исследований и разработок в нашем отечестве. Однако слухи о кончине российской науки сильно преувеличены.
В этом можно убедиться, посмотрев программу «Мозговой штурм», которая регулярно выходила на канале ТВЦ в ночь с понедельника на вторник в течение 2013 года (записи передач размещены на сайте mozgovoyshturm.ru). Мы надеемся, что эта интересная и глубокая программа, которую ведёт Анна Урманцева, будет идти и в 2014 году. Впрочем, вести передачу – дело нелёгкое. Поэтому, скорее всего, в новом сезоне Анне будет помогать робот (имеющий тот же внешний облик), которого зовут Нейроботикс (по названию сделавшей его зеленоградской фирмы). Журналисты, познакомившиеся с ним, точнее с ней, часто зовут её Тумой Урман.
Наука – это диалог, «драма идей», по выражению Альберта Эйнштейна, столкновение взглядов, подходов, картин реальности. Необходимое условие её успешного развития – научная среда (поэтому исследователи так любят проводить семинары и конференции, обсуждать, спорить). И передача показывает, что такая среда есть в России во множестве областей науки. Мне после многих передач вспоминалась парадоксальная фраза великого Гёте: «Ничего не потеряно, пока не потеряно всё». Всё у нас ещё будет. Если мы захотим и сумеем.
«Аргументы недели» и «Мозговой штурм» многое роднит. По теории выдающегося американского психолога Эрика Берна, в структуре каждой личности можно выделить три составляющих, проявляющихся чаще или реже, – ребёнок, родитель и взрослый. Ребёнок уверен, что есть человек, который знает, как ему надо действовать (мама, начальник, жена или президент), которого надо слушать, – он может наказать, но обязательно защитит. Родитель полагает, что следует действовать, опираясь на традицию, и дать своим детям то, что старшие дали ему. Взрослый человек понимает, что в сфере своей ответственности за происходящее отвечает именно он, что копировать стратегии своих родителей не удастся – реальность стала иной, что ему самому придётся разбираться в происходящем и выбирать свой путь, а затем получать пироги и пышки, если всё сделано верно, или синяки и шишки, если допущены ошибки. Поэтому взрослым людям и нужны знания, достоверные факты, количественные данные. Многие проблемы России связаны с тем, что у нас на крутых поворотах не хватало взрослых людей…
Именно на них в первую очередь рассчитывают и «Аргументы недели», и «Мозговой штурм» – они, в отличие от большинства передач и программ, не пугают, не навязывают своего взгляда, не забавляют, а дают информацию и стремятся объективно и непредвзято представить все точки зрения.
Обычно особенно интересны произведения, в которых создан мир, а сказанное – лишь вершина айсберга, основная часть которого глубоко под водой. «Мозговой штурм» построен именно так: к каждой передаче Научно-образовательный центр Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН –ведущего академического института – готовит статистические данные или результаты математического моделирования, относящиеся к обсуждаемой проблеме. Короткая «выжимка» из этого материала с цифрами и графиками обычно идёт в передаче перед обсуждением, помогая зрителям составить своё мнение.
Но, как известно, и Бог, и чёрт – в деталях. Эти детали и подробности, касающиеся удивительно интересных научных проблем, могут быть очень важны. Ведь в передаче, которая идёт менее получаса, обо всём не расскажешь.
И здесь на помощь приходит книга А. Урманцевой «Мозговой штурм. Избранные дискуссии», изданная по инициативе «Аргументов недели».
Сможет ли человек дышать под водой и по-настоящему освоить океан? Куда лучше полететь – на Луну или на Марс? Возможен ли эликсир молодости, способный подарить нам ещё сотню лет здоровой, активной жизни? Как будут расследовать преступления в XXI веке? Как Интернет меняет наше мышление? Обсуждения этих проблем без купюр и с обширной статистикой и представлены в книге.
И передача, и книга показывают – в России есть и наука мирового уровня, и замечательные разработки, и талантливые учёные, и чиновники, которым «за державу обидно». Взлёт СССР, Южной Кореи, Сингапура, Китая начинался с интереса к науке, к знанию, с желания заглядывать в будущее, с миллионных тиражей научно-популярных изданий. Полагаю, что Россия начнёт подниматься с колен, когда тиражи книг, подобных «Мозговому штурму», превысят сотни тысяч. Надеюсь, мы это ещё увидим. Ещё не вечер.
«Аргументы недели» рекомендуют
Анна Урманцева
«Мозговой штурм. Избранные дискуссии»
Книга возвращает читателя в те времена, когда жители нашей страны всерьёз были приобщены к обсуждению самых смелых идей учёных. Как создать человека-амфибию? Куда лучше полететь – на Луну или на Марс? Возможно ли создание эликсира молодости? Эти и другие темы обсуждают самые известные учёные России. Кроме того, в книге даны статистические данные по разным областям жизни общества, предоставленные программе «Мозговой штурм» Научно-образовательным центром Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН.
Цена 670 рублей с учетом доставки по России
Книгу вы можете приобрести наложенным платежом (670 руб.), заказав по телефону 8(495) 980‑45‑60, или направив по электронному адресу, podpiska@argumenti.ru, или по почте: 125167, Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книгу можно купить по издательской цене (450 руб.) в редакции по адресу: Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефону 8(495) 980‑45‑60 (стоимость доставки в пределах МКАД – 200 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10.00 до 18.00.