Когда я первый раз попал на Камчатку, написал: «Это место, где Бог отдыхает. Здесь Его загородная резиденция – Красная Поляна, озеро Рица, Пицунда, швейцарские Альпы!» Будучи очарованным этой землёй, Бог до сего времени хранил Камчатку: суровые погодные условия ограничивали поток искателей заработка; дальние и дорогие перелёты – шлагбаум для массового дикого туризма.
Видимо, Богу надоело… или Он нашёл другое место для своей загородной резиденции.
На Камчатку идёт геологоразведка. Точнее, пришла. Ещё точнее, в недрах полуострова-рыбки балансовых запасов золота числится почти на 200 тыс. тонн.
О камчатском золоте в последнее время много говорят: разработка и добыча драгоценных металлов может быть крайне вредна для естественного воспроизводства рыбных запасов Камчатки. Геологопромышленники предлагают свою концепцию развития региона: возобновляемые ресурсы (лосось, краб и т.д.) – не главное богатство края. Золото, никель, платина, газ и нефть принесут Камчатке неслыханные доходы. История Шанучского рудника (месторождения никеля) – хороший тому пример…
Компания ЗАО НПК «Геотехнология» в начале двухтысячных получила лицензию от государства на добычу и реализацию никелевой руды в местечке Шануч на западе Камчатки. Все необходимые документы были собраны, получено письменное согласие от общин малочисленных народов: у местных коряков забрали промысловые угодья, взамен пообещали финансовую помощь национальному ансамблю. Через охраняемые природные парки пустили тяжёлые грузовики с рудой. По утверждённому проекту никелевой руды должно было доставляться в порт Петропавловска-Камчатского около 80 тыс. тонн ежегодно.
Справка «АН»
Китайская госкомпания «Цзилинь Хорок» считается одним из мировых металлургических гигантов. Компания владеет четырьмя никелевыми и одним молибденовым месторождениями, месторождением серебра. В холдинге работают 2 металлургических комбината, 7 нефтеперерабатывающих заводов и 2 химзавода.
Четыреста человек получили работу: квалифицированные специалисты – горнопроходчики и шахтёры – приезжали из Хабаровска и Владивостока. Накатанная вглубь полуострова дорога стала ещё одним браконьерским трактом. После кризиса 2008 г. «Геотехнология» потеряла уральских партнёров, – вся руда стала переправляться в Китай, крупнейший в мире производитель «нержавейки». В течение следующих пяти лет биржевая цена на никель падала и падала, – в итоге к 2014 г. опустилась с 54 до 12 тыс. долл. США. Рудник Шануч стал банкротом: судебные приставы арестовали спецтехнику, долги по зарплате составили почти 100 миллионов. Директору «Геотехнологии» грозит тюремный срок. Супруги Оксана и Павел, простые рабочие, трудились, как и все, вахтовым методом. Объясняют: «Мы не увольняемся, чтобы сохранить статус. Половина рабочих, не получающих зарплату, кормятся в путину браконьерством. Другие идут работать в туризм, некоторые – торговать на рынок. Мы подавали в суд, писали в прокуратуру. Что толку... Если я уволюсь, то у меня прервётся северный стаж. Нужен статус, а то мы вообще непонятно кто».
В профкоме говорят: выплаты по зарплате проводились регулярно. Да, но всего по три-пять тысяч рублей в месяц. Платят одинаково всем – и директору, и уборщице. Надежда теперь только на китайцев: в минувшем году их компания «Цзилинь Хорок» приобрела 25% акций, став полноправным совладельцем рудника Шануч.
Справка «АН»
Камчатский полуостров является богатейшей минерально-сырьевой провинцией России. Ресурсный потенциал недр полуострова оценивается в 65 млрд. долларов. На Камчатке разведаны месторождения рудного и россыпного золота, платины, серебра, чёрных металлов, никеля, меди, олова, свинца, цинка, ртути. Здесь значительные запасы перлитов, обсидианов, неолитов, пемз, шлаков, туфов и других строительных материалов; серы, поделочных, полудрагоценных камней и т.д. Имеются большие запасы природного газа и газогидратов, угля, торфа. В шельфовой зоне по прогнозам могут находиться ресурсы углеводородов.
Шануч – ещё один ценный актив китайской компании. Она наконец-то получила доступ к ресурсам Камчатки. Четыреста работников Шанучского рудника с надеждой ждут, когда китайцы выплатят долги, закупят новую технику. Одним словом, оживят обанкротившуюся «Геотехнологию». В руководстве горнодобывающей компании говорят откровенно: «Наверное, не зря китайцы видят эту перспективу. Наше государство одобрило сделку. Что такое мировой рынок, понятно. Сегодня ты на коне, завтра банкрот. Золотодобыча Камчатки тоже находится в провале, большие убытки из-за отдалённости региона и трудности перевозок. Видно, Бог таким образом хранит Камчатку».
Ближайшие перспективы развития горнорудной промышленности Камчатского края состоят прежде всего вот в чём. До 2017 г. на полуострове должны заработать шесть рудников по добыче золота и серебра. Это перспективные 16 тонн золота в год! Инвестиции в данные проекты носят негосударственный характер. Их гарантированность и размер регулируются лицензионными соглашениями. Беда в том, говорят учёные, что горнорудные разработки проводятся стихийно, без какой-либо разумной экологической программы. Это наносит невосполнимый вред в первую очередь нерестовым рекам. Камчатка всегда жила рыбой. По прогнозам океанологов её запасов при условии их разумного использования хватит ещё на многие и многие десятилетия. Цена на рыбу будет только повышаться.
Что принесёт добыча золота, серебра, платины и никеля Камчатке? Это вопрос даже не времени, а… торгов на Лондонской бирже. И геополитических интересов полуторамиллиардного Китая.
Суров климат Камчатки, погода – непредсказуемая. Циклоны и ветры. Пароходы пережидают непогоду – белеют в порту тысячи китайских мешков с неотгруженной шанучской рудой. Жители откапывают заваленные снежной пургой двери подъездов. Бог не оставляет надолго свою уютную Камчатку…