В Петербурге начали строить первый в России двухпутный тоннель метрополитена с помощью уникального тоннелепроходческого комплекса.
Сделан он был в Германии по заказу ОАО «Метрострой» и обошёлся питерским метростроевцам в 23 млн. евро, а с дополнительным оборудованием его стоимость возросла до 32 млн. евро. Теперь с его помощью в любом грунте создаются двухпутные тоннели диаметром 10,6 м, а длина самого комплекса – 65 метров. Строители метро считают, что эти траты абсолютно оправданны – комплекс позволит вести проходку тоннеля дешевле и быстрее. Решение Смольного сократить расходы на продление Фрунзенского радиуса в Шушары связано с тем, что именно новый тоннелепроходческий комплекс позволяет не только повысить качество и скорость строительства метрополитена, но и на 20–25% сократить издержки при производстве работ.
Сами метростроители официально заявляют о том, что тоже положительно относятся к снижению стоимости работ, однако в кулуарах замечают, что едва ли им хватит этих денег на то, чтобы уже в 2017 году соединить «Международную» и «Южную». Ведь параллельно с прокладкой тоннелей компания будет вести и строительство станций «Южная», «Дунайский проспект», «Проспект Славы», и наземных вестибюлей. «Мы пока даже не знаем, что делать, если в ходе строительства деньги реально закончатся», – отмечают представители компании.
Традиционно метростроевцы дают подобным проходческим щитам женские имена. Вспомним щит «Виктория», который рыл тоннель, когда восстанавливали движение на станции «Площадь Мужества». Новый тоннелепроходческий комплекс назвали «Надежда». Работать он будет в течение года на участке от станции «Южная» до «Проспекта Славы» на глубине 50 метров.
Полностью участок «Южная» – «Проспект Славы» с промежуточной станцией «Дунайский проспект» будет построен в 2017 году. Пока на «Южной» сооружён двухсотметровый тоннель, в котором и смонтирована «Надежда». Там же установлено мультитранспортное средство – нечто вроде гигантского тягача на дизельном топливе, который будет доставлять к пробиваемому тоннелю тюбинги – каждый весом 11 тонн. Семь тюбингов надо уложить, чтобы создать одно кольцо тоннеля. В прошлом году со стороны станции «Международная» пройдены два перегонных тоннеля традиционного диаметра 5,6 м в сторону станции «Проспект Славы».
Стоит отметить, что сам по себе проект продления Фрунзенского радиуса является уникальным для России. Обычно при строительстве метро прокладывается два тоннеля для прохождения поездов. Такой объём работ существенно затягивает сроки. В случае же строительства метро в Шушары один тоннель диаметром 10,6 м будет вмещать два поездных состава. Таким образом, время реализации проекта сокращается примерно на 1,5 года.
Не исключено, что потом «Надежду» бросят на строительство тоннеля на улице Савушкина и на другие важные участки. Георгий Полтавченко, осмотревший недавно уникальный комплекс, считает, что городу, возможно, понадобится не один такой комплекс, ведь строительство метро является для Петербурга приоритетом, и на ближайшие три года город выделяет на эти цели беспрецедентные средства – 73 млрд. руб., а до 2020 года планируется построить не менее 12 станций.
Кстати, «Южная» – это не окончательный вариант имени будущей станции, губернатор предложил Метрострою объявить конкурс среди горожан на лучшее имя. Рассматриваются варианты «Ленинградская» и «Блокадная».